Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.
Он яркой звездой скользнул по небосклону российской музыки девятнадцатого века и ушел до срока, оставив потомкам множество наполненных звучанием жизни произведений, ставших частью «нашей» классики.
Сын воина, офицер, пианист, композитор, Модест Петрович задавался теми же вопросами, что большинство творческих людей, сделавших XIX век России золотым временем искусства. Как член «Могучей кучки» Мусоргский отошел от канонов классического музыкального звучания, общепринятых норм и тем исполнения, ступив на шаткий путь реалиста.
Произведения, создаваемые этим гениальным музыкантом, будь то инструментальные композиции или оперы, дышали жизнью. От повседневности до панорамного взгляда на суть вещей, Мусоргский находил вдохновение в том, что окружало его, он стремился отобразить быт и философию своей эпохи, показать уникальные особенности русского духа и окружающей его действительности, будь она красивой или печальной, при помощи данных ему многообразных инструментов звучания.
По мере возможности отходя от абстракций, Мусоргский старался показать красоту того, что видел вокруг, важность и удивительную гармонию простых вещей, окружающих каждого человека. Его произведения были злободневными, но в то же время вечными, они вобрали в себя все то, о чем задумывается, чем живет каждый человек, превратившись в звуки флейты, скрипки, фортепьяно, звуки мира.
Содержание статьи
Как детский композитор Модест Петрович Мусоргский известен мало, можно сказать, что, создавая свои работы, он не делал различий между детьми и взрослыми, музыкально «обыгрывая» реалии жизни в форме, понятной любому возрасту. Однако среди произведений Мусоргского есть такие, что стали основой для мультипликационных фильмов и детских спектаклей, вошли в программу обучения юных пианистов и композиторов, стали образцом уникального стиля Модеста Петровича. Речь идет о «Картинках с выставки».
«Картинки с выставки» Мусоргский посвятил своему другу – рано умершему художнику и архитектору, создателю самобытного «русского стиля» в архитектуре Виктору Гартману. Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран. Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.
Выполненные в виде фортепьянной сюиты «Картинки с выставки» представляют собой в определенном смысле уникальную программную музыку, разбитую на десять тем, «сшитых» воедино интермедией «Прогулка». В своем произведении Мусоргский, как автор, будто прогуливается по картинной галерее Гартмана и видит каждый раз новые, вдохновляющие сюжеты, в музыке воплощается, с одной стороны, «сюжет» картины, с другой – восприятие автором этого сюжета и его впечатления.
Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Обыденная жизнь и мифология «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании, именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны. Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…