Модест Петрович Мусоргский и его живые «Картинки с выставки»


Модест Петрович Мусоргский – вдохновенный музыкант, композитор, офицер армии императорской России, выдающийся и чувственный творец.

Живописная музыка Мусоргского
Вдохновенный музыкант Модест Петрович Мусоргский

Он яркой звездой скользнул по небосклону российской музыки девятнадцатого века и ушел до срока, оставив потомкам множество наполненных звучанием жизни произведений, ставших частью «нашей» классики.

Сын воина, офицер, пианист, композитор, Модест Петрович задавался теми же вопросами, что большинство творческих людей, сделавших XIX век России золотым временем искусства. Как член «Могучей кучки» Мусоргский отошел от канонов классического музыкального звучания, общепринятых норм и тем исполнения, ступив на шаткий путь реалиста.

Мусоргский М.П.
Офицер Преображенского полка Модест Мусоргский

Произведения, создаваемые этим гениальным музыкантом, будь то инструментальные композиции или оперы, дышали жизнью. От повседневности до панорамного взгляда на суть вещей, Мусоргский находил вдохновение в том, что окружало его, он стремился отобразить быт и философию своей эпохи, показать уникальные особенности русского духа и окружающей его действительности, будь она красивой или печальной, при помощи данных ему многообразных инструментов звучания.

По мере возможности отходя от абстракций, Мусоргский старался показать красоту того, что видел вокруг, важность и удивительную гармонию простых вещей, окружающих каждого человека. Его произведения были злободневными, но в то же время вечными, они вобрали в себя все то, о чем задумывается, чем живет каждый человек, превратившись в звуки флейты, скрипки, фортепьяно, звуки мира.

Для детей

Как детский композитор Модест Петрович Мусоргский известен мало, можно сказать, что, создавая свои работы, он не делал различий между детьми и взрослыми, музыкально «обыгрывая» реалии жизни в форме, понятной любому возрасту. Однако среди произведений Мусоргского есть такие, что стали основой для мультипликационных фильмов и детских спектаклей, вошли в программу обучения юных пианистов и композиторов, стали образцом уникального стиля Модеста Петровича. Речь идет о «Картинках с выставки».

Мусоргский и его картинки с выставкиПроизведение «Картинки с выставки» долгое время оставалось недоступным для публики, оно вышло уже после смерти Мусоргского и было издано в первой своей версии под редакцией другого гениального русского композитора – Н. А. Римского-Корсакова. Последний считал, что «Картинки с выставки» – произведение великолепное, но Мусоргский допустил в нем немало ошибок, которые Римский-Корсаков постарался «исправить». Позже, произведение, сумевшее снискать огромную популярность, вышло и в оригинальном авторском варианте, а лучшее воплощение «Картинок» сумел, как признают критики, создать французский композитор Морис Равель, правда, его версия была оркестровой, в отличие от оригинала.

«Картинки с выставки» Мусоргский посвятил своему другу – рано умершему художнику и архитектору, создателю самобытного «русского стиля» в архитектуре Виктору Гартману. Гартман, путешествуя по Европе, создал немало картин, будто выхватывающих яркие и в то же время обыденные моменты из повседневной жизни городов и стран. Мусоргский же сумел переложить краски на музыку, воплотив художественные изображения Гартмана в звук и ритм.

Живые, звучные картины

Выполненные в виде фортепьянной сюиты «Картинки с выставки» представляют собой в определенном смысле уникальную программную музыку, разбитую на десять тем, «сшитых» воедино интермедией «Прогулка». В своем произведении Мусоргский, как автор, будто прогуливается по картинной галерее Гартмана и видит каждый раз новые, вдохновляющие сюжеты, в музыке воплощается, с одной стороны, «сюжет» картины, с другой – восприятие автором этого сюжета и его впечатления.

Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Обыденная жизнь и мифология  «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании, именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны. Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга.

  • Promenade, или «Прогулка» – как уже было сказано, повторяется несколько раз в течение произведения, эта мелодия отличается существенным заимствованием из русских народных напевов, очень сильно отличается от канонов классической европейской музыки. Герой гуляет по картинной галерее, огромному залу, воплотившему целый мир, а на душе у него светло и радостно. Именно такой эмоциональный настрой призвана воплощать мелодия «Прогулки».
  • Gnomus – гном или щелкунчик крадется по темной комнате с камином, он напряжен, будто ждет опасности. Пьеса полна динамики и быстрого ритма, она воплощает тревоги и мысли сказочного гнома, то задумчивого, то торопливого, будто раскрывает навстречу слушателю этого необычного, смятенного персонажа.
  • «Старый замок» – мелодия, чем-то напоминающая пение одинокого трубадура, аккомпанирующего себе на лютне, расположившись в тени старинного замка. Тут звучат печаль и ностальгия, чувствуется скорбь о прошедших днях, мелькает яркая надежда, сменяясь тенью мрачных воспоминаний. Ностальгическая и меланхолическая, данная мелодия будто призвана напомнить о чем-то ушедшем, как слава замка, чьи штурмы и рыцари остались в далеком прошлом.
  • «Тюильрийский сад». Ссора детей после игры – пьеса исполнена в ритме и мелодике детских дразнилок и считалок. Как будто куча сорванцов играет и ругается на дорожках французского парка, а строгие няни пытаются их образумить. Суть этой мелодии светлая, солнечная, полная юной жизни и надежд, резко контрастирует со звучанием предшествующей пьесы.
  • «Быдло» – одна из самых популярных мелодий для различных мрачных творческих обработок. Она звучит в различных фильмах и художественных произведениях, подразумевающих демонстрацию несчастливой стороны жизни. Музыка, основанная на мрачном, тяжелом ритме, звучании, будто передающем шаг тяжелых воловьих копыт, исполненная в манере минорных, скорбных крестьянских напевов, содержит образ крестьянина, сидящего на телеге и погоняющего усталых волов. Телега с течением мелодии все приближается к смотрящему, следует кульминация, а затем повозка с возничим, вынужденным смиренно влачить свое унылое существование, скрывается за горизонтом. Пьеса касается мрачных раздумий, мыслей о крестьянской жизни, непростой и полной лишений.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий