Антонио Вивальди – один из самых загадочных музыкантов своей эпохи. Даже точной даты рождения великого итальянского композитора не удавалось найти до середины XX века.
Вивальди был удивителен, он был неоднозначен, необычен, он и внешностью, и манерами поражал своих современников, а талантом многократно превосходил всех музыкантов своей эпохи.
Священник, которого преследовала инквизиция. Автор опер, который стыдился своих работ. Человек живой и яркой натуры, которого иногда называли «сухарем» и скептиком. Персона, чьего общества желали короли и императоры, умершая при этом в нищете.
Вивальди полон парадоксов, его жизненная история пестрит темными пятнами. Неизменным остается одно – его ласковая, чуть меланхоличная, живая и гениальная музыка.
Содержание статьи
Родился Антонио в Венеции – городе, который ко времени рождения композитора (4 марта 1678 года) уже утратил блеск былых имперских амбиций, но оставался одним из крупнейших городов мира.
Венеция, где каналы вместо дорог, где карнавалы вместо скуки иных европейских городов, где слава, почести, блеск золота, опера и театр. И конечно – музыка кругом.
Говорят, Вивальди воспринял от Венеции ее буйный, веселый нрав, но в таком случае воспринял он и ностальгическую меланхолию города, что в былые дни повелевала Европой. Удивительное сочетание – отцом Вивальди был парикмахер, но этот парикмахер в то же время был одним из лучших скрипачей города.
Отец Вивальди – Джованни Баттиста — был огненно рыжим, такой же цвет волос воспринял от него и сын, вероятно, вместе с бурным, неустойчивым темпераментом.
Первая тайна жизни великого композитора связана с его рождением – ребенок родился с серьезным пороком, он страдал астмой, навсегда сделавшей будущего музыканта хилым и болезненным. Секрет состоит в том, как умудрился выжить маленький человек с таким пороком, когда в Европе в те времена не доживали до года порой даже здоровые дети. Вероятно, сама музыка заступилась за своего будущего избранника.
Помимо прибыльного и престижного дела, позволившего дать сыну великолепное образование, Джованни Баттиста Вивальди впоследствии стал главным скрипачом знаменитой своей музыкой капеллы собора Святого Марка.
Кроме того, отец музыканта создал одно из музыкальных обществ Венеции, возглавлял которое именитый композитор Джованни Легренци. Последний стал, как считается, первым серьезным преподавателем музыки для Антонио, именно благодаря Легренци Вивальди уже к тринадцати годам начал сочинять собственную серьезную музыку.
Цирюльник Джованни Баттиста видел, что его сын довольно слаб, малопригоден к семейному труду, для продолжения парикмахерского дела в семье Вивальди имелось еще пятеро детей. Музыка же, как показывает вся судьба великого композитора, в те времена считалась делом ненадежным.
Потому Джованни, воспользовавшись своими связями, организовал для сына обучение по духовной линии. Так Вивальди стал «рыжим священником», обрел высокий чин аббата, а к 25-ти годам уже имел священнический сан и получил право проводить службы.
Церковная карьера Вивальди – еще одна тайна, сложно сказать, был ли Антонио просто вдохновенным музыкантом или не слишком чтил свой сан, но за свои многочисленные отлучки во время ведения мессы, священник Антонио был подвергнут инквизиции.
К счастью, церковное следствие признало Вивальди «ненормальным», отлучив от права проводить службы, но сохранив ему сан. В Венеции к церковным процедурам относились, как и ко всему прочему, с некоторой долей иронии, а вот всемогущая Папская Область «затаила» неприязнь к Вивальди – много позже ему даже запретили въезд в города этой страны, саботировали несколько опер, чуть не доведя композитора до отчаяния.
После запрета проводить службы Антонио не покинул лона церкви – ему было позволено стать преподавателем, а потом и руководителем консерватории приюта для девочек «Пьета». Приют этот славился как одна из лучших музыкальных школ в Италии.
Тут выражается еще одна религиозная неоднозначность Вивальди – как преподаватель приюта он обязан был писать церковную музыку (псалмы, литании) и делал это с большим удовольствием. С «Пьетой» была в дальнейшем связана вся жизнь Вивальди, воспитанницы заведения под его руководством становились великолепными музыкантами, он ставил с ними оперы, организовывал запоминающиеся концерты.
Скоро «Пьета» прославилась чуть ли не на весь мир, туда стали отправлять учиться своих дочерей богатые и влиятельные люди. Церковная музыка, или скорее музыка под эгидой церкви, стала для Вивальди, как и для его поклонника Иоганна Себастьяна Баха, возможностью воплотить свои таланты в полной мере.
Параллельно своей преподавательской деятельности Антонио Вивальди начал заниматься оперой – данное направление искусства вызвало его горячий интерес, пробуждало талант композитора и помогало ему раскрывать удивительные грани музыкального искусства.
Вивальди стал автором более 90 пьес, его музыке вторили голоса величайших певцов Италии и многих талантов Европы, он внес в любимый вид звучания немало нового и важного. В то же время впоследствии оперы Вивальди были забыты, обласканный его вниманием драматург Карло Гольдони называет своего «товарища» «посредственным композитором», на протяжении двухсот лет оперы Вивальди остаются никому неизвестными. И только недавно, уже в новом тысячелетии в США был поставлен с большим успехом «Роланд неистовый».
На протяжении всей жизни Вивальди, борясь с тяжелой болезнью, жил музыкой и ради музыки. Как композитор он стал автором новой трехчастной циклической формы для ансамблево-оркестрового концерта, им была выделена виртуозная партия солиста, воплощен в жизнь жанр сольного инструментального концерта.
Он создал свое величайшее творение «Времена года» или «Четыре времени года» как один из первых образцов программной музыки, его музыка стала значительным рывком в направлении известной нам классической симфонии. Вивальди был способен создать оперу за пять дней, он написал не менее 500 концертов, больше сотни сонат, много работал над церковной музыкой. Вклад Вивальди как композитора вполне сравним с вкладом Шопена, Моцарта или Мусоргского.
Есть и еще один аспект значения Вивальди – он был виртуозным, как полагают многие, величайшим скрипачом своего времени, а возможно и Италии вообще. Если не менее знаменитый итальянский скрипач Паганини предстает как некий неистовый демон скрипичной музыки, то Вивальди представляется нежным, вдохновенным ангелом, а вместе они демонстрируют скрытую в Италии скрипичную гениальность.
Скрипач-виртуоз Вивальди создал трагическую, то резкую, то плавную, драматизированную «ломбардскую» манеру скрипичного исполнения, поднял понятие скрипичной виртуозности на новый уровень. Плач скрипки Вивальди и голос его ностальгического клавесина стали классическим образцом музыки эпохи барокко.
Как детский композитор Антонио Вивальди может считаться одной из самых значительных фигур в данном отношении. Ведь многое из того, что было создано Антонио, создавалось для учениц «Пьеты» или под влиянием этой значительной в судьбе гения консерватории.
Величайшее произведение Вивальди «Времена года» – «Лето», «Весна», «Осень», «Зима» – отмеченные сонетами, как считается, собственного сочинения композитора, виртуозные концерты, звук которых сейчас знает почти каждый, они в значительной степени создавались для юных душ.
Легкая, журчащая весна, жизнерадостное лето, осень, влекущая ветром свои листья, тревожная зима. Эти мелодии и сложные, и поучительные, предназначенные символизировать цикл времен года и цикл истории, наконец – возраст человека.
Они составлены так, чтобы заставлять задуматься или просто получать удовольствие от музыки, так, чтобы юность могла задуматься о зрелости, обрести частичку мудрости и чтобы молодые музыканты знали, к каким исполнительским высотам стоит стремиться.
Не меньшее значение имеют и иные концерты Вивальди, предназначенные для учениц «Пьеты» и для всех, кто стремится познать музыку. Даже то, что было написано Антонио для клавесина, теперь находит свое отражение в фортепьянной музыке, помогает юным пианистам осваивать важные вехи музыки барокко.
Вивальди как педагог сумел оставить огромное наследие, ставшее вновь значительным через 200 лет после смерти великого гения.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…