Вы любите музыку Дебюсси?
Многие пианисты всего мира пытались сыграть концерты этого французского композитора, но кто из них сумел впервые с истории сыграть все концерты Дебюсси?
Содержание статьи
Марсель Мейер (1897 – 1958) была главной фигурой в создании новой музыки, начиная с ее участия в «Параде» Эрика Сати в 1917 году до ее ранней смерти в 1958 году. Она защищала работы Сати, Равеля, Дебюсси и Стравинского, а также произведения группы, состоящей из шести французских композиторов (Les Six), каждого из которых она знала лично. В состав группы входили Жермен Тайфер, Франсис Пуленк, Артюр Онеггер, Дариюс Мийо, самым старшим среди них был Луи Дюрей, а самый молодой — Жорж Орик. Название группы было дано по аналогии с «пятёркой» (фр. Les cinq), так во Франции называли русских композиторов Могучей кучки.
Ее изменчивая фразировка, большой динамический диапазон и прекрасный тон – это лишь три отличительных признака ее редкого и индивидуального исполнения.
«Марсель Мейер была, без сомнения, одной из самых важных пианисток 20-го века. Она была женщина огромного влияния. Любимая пианистка композиторов группы «Les Six». Именно поэтому она изображена в центре на групповом портрете этой группы. Когда с ней познакомился Стравинский, он сказал: «Ах, да, Равель говорил со мной о вас», и впоследствии она играла на премьере Свадебки и Петрушки, без репетиции, но при этом полностью удовлетворила композитора. Мийо и Пуленк были среди многих других композиторов, которые уважали ее и восторгались её игрой. Учитывая ее вклад в области фортепианной музыки в начале 20-го века и ее восхитительную игру, кажется странным, что на сегодняшний день ничего не написано о этой выдающейся женщине «.
— Марк Эйнлей
В апреле 1920 года Марсель Майер играла фортепианную версию «Вальса» Равеля, который пригласил её к себе для выступления с ним дуэтом перед Стравинским, Дягилевым и Пуленком. В том же году она исполнила «Весну» Мийо для фортепьяно и его «Пять Шудий» для фортепьяно с оркестром под руководством Владимира Голдшмана, которые вызвали шквал негодования.
Марсель Мейер стала музой для многих композиторов двадцатого века благодаря её очарованию, и глубокой преданности своему делу. Будучи очень скромным и деликатным человеком, она умудрялась разрешать неизбежно возникающие споры и дискуссии внутри «Группы Шести». И преданностью служила их музыке.
У Марсель Мейер обширный репертуар, который простирается от музыки барокко до произведений современных композиторов, таких как Стравинский. Она оставила немало записей своих выступлений.
Первую запись своих вступлений Марсель Мейер сделала в 1925 году в Англии.
В 2007 звукозаписывающая студия EMI выпустила полное издание студийных записей Марсель Майер. Они сделали ремастеринг всех её исходных старых записей, используя наилучшие современные технологии обработки звука.
Результат – 17 компакт-дисков под названием «Марсель Мейер: Ses Enregistrements 1925-1957», которые заслуженно получили признание в средствах массовой информации, а также выиграли ряд крупных музыкальных наград, таких как «Dipasson d´Or» в 2008.
Марсель Мейер встретилась Дебюсси на премьере авангардного балета Эрика Сати «Парад». Над созданием этого одноактного балета работали сценарист Жан Кокто, декорации и костюмы создавал Пабло Пикассо, хореограф Леонид Мясин, дирижер — Эрнест Ансерме, а двадцатилетняя Марсель Мейер была пианисткой. Дебюсси присутствовал на этой премьере, которая состоялось в 1917 году, чуть меньше года, прежде чем он умер.
Говорят, что уже больной Дебюсси занимался с Марсель Мейер, показывая, как играть его прелюдии, и, конечно, результатом это работы является её уникальная в своем сочетании импрессионистических красок игра.
В 1918 году Марсель Мейер подружилась с Франсисом Пуленком. Теплые отношения между двумя одаренными людьми создали благоприятные условия для творчества, результатом было исполнение свеженаписанных произведений Пуленка молодой пианисткой, которое привело композитора в восторг.
Международная концертная деятельность Марсель Мейер началась в конце 1920-ых годов. Она выступала в Амстердаме и Лондоне под руководством лучших дирижеров того времени.
В 1937 году совместно с Идой Янкелевич Марсель Мейер исполнила «Скарамуша» Мийо – это было её последнее большое выступление в преддверии Второй мировой войны.
С марта 1941 года она начала плотно и плодотворно сотрудничать с «Обществом Концертов Консерватории Парижа».
Этот период заслуживает особого внимания благодаря тому, что талантливая пианистка в это время возродила к жизни забытые произведения старой школы французских клавесинистов – Рамо и Куперена. Такое возвращение к жизни Рамо было, возможно, самым сощественным и поразительным достижением французской пианистки.
Особенно поражает её способность глубоко проникнуть в дух исполняемой ею музыки. Непонятно, как человек, живущий в центре авангардного течения смог это прочувствовать и исполнить.
17 ноября 1958 года Марсель Мейер внезапно умерла у фортепиано, находясь в доме своей сестры.
Так внезапно закончилась карьера разноплановой, не боящейся критики пианистки, которая успела в своей жизни окунуться в противоречивый мир музыкального авангарда в 1920-х годах и обрести гармонию души, обратившись к явно немодной классической традиции в 1950-ых.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…