Рубрики: Пианисты

Пианист Соломон: творческое возрождение

Пианист Соломон Катнер стал известным в возрасте 8 лет, когда исполнил Первый концерт Чайковского

Пианист Соломон известен всему музыкальному миру только по имени. Его фамилия потерялась еще в самом начале фортепианной карьеры юного музыканта. Когда в возрасте восьми лет мальчик играл Первый фортепианный концерт Чайковского на сцене Куинз-холла в Лондоне, его уже объявляли как Соломона. Концерт вундеркинда в сопровождении оркестра Генри Вуда прошел с оглушительным успехом. Маленький музыкант, для выступления которого специально переделали инструмент (Соломон не доставал ногами до педалей), с первых же аккордов полюбился лондонским слушателям.

Вундеркинд

Уже через год Соломон играл для короля и его приближенных в одном из залов Букингемского дворца. Вскоре о маленьком вундеркинде заговорили в других странах Европы, и ребенок отправился на масштабные гастроли. Он давал сольные концерты во многих европейских странах, выступал в сопровождении лучших мировых оркестров.

Педагогом Соломона по фортепиано была Матильда Верн, основавшая собственную школу. Будучи ученицей Клары Шуман, Верн была действительно хорошим музыкантом и педагогом. Однако талант юного Соломона она эксплуатировала нещадно. Одаренный ученик служил для педагога не только источником дохода, но и рекламой для ее музыкальной школы.

Соломон рос, росла его популярность, возрастала сложность исполняемых им произведений. Но вместе с этим увеличивалась и ненависть мальчика к инструменту. К юношескому возрасту Соломон уже готов был бросить игру на фортепиано. Его концертная деятельность временно прекратилась.

Новые силы

Перерыв в занятиях музыкой позволил Соломону восстановить душевное равновесие. Он поступил в парижскую консерваторию, в класс знаменитого Лазара Леви, ученика Лешетицкого. Наконец-то Соломон получил возможность совершенствовать свою технику, не отвлекаясь на концерты и гастроли. Медленно, вдумчиво, кропотливо Соломон трудился над музыкой, искал новые подходы к ней, новые возможности в самом себе.

Закончив консерваторию, молодой человек снова вернулся в свой родной Лондон. Несколько лет потребовалось ему, чтобы восстановить музыкальную карьеру. Его хорошо знали и в Великобритании, и в других европейских странах. Вскоре Соломон посетил Соединенные Штаты Америки, где был очень тепло принят местной публикой.

В зените славы

Вундеркинд Соломон со временем превратился в настоящего, глубокого и тонкого музыканта

Соломон получил известность как виртуозный музыкант, владеющий обширным репертуаром. Его концертная программа содержала в себе произведения всех стран и эпох. Классицизм, романтизм, импрессионизм, современная новаторская музыка – все это было по силам волшебным рукам Соломона, все это не только находило техническое воплощение, но и рождало глубокий отклик в душе музыканта.

Вторая мировая война стала для Соломона периодом активных гастролей. Он выступал в разных городах Великобритании, давал концерты в воинских частях, посещал места пребывания действующей армии.

С каждым годом популярность Соломона во всем мире становилась все больше. Он оказался на самой вершине славы, каждый его концерт завершался продолжительными овациями. Но пианист никогда не пытался удивить публику бессмысленной виртуозностью. Его исполнение всегда было глубоким и свободным, музыкальным и выразительным, все, что он играл, звучало так естественно, что другой интерпретации просто было невозможно себе представить.

Несчастье

После войны Соломон начал активно записывать пластинки. А в пятидесятых годах он взялся за большой и трудный проект: запись всех сонат Бетховена. Однако после того, как половина работы была проделана, начались неприятности. У пианиста начались проблемы со здоровьем, по непонятным причинам в работе пальцев появились сбои. Филигранная музыкальная техника Соломона пошатнулась. А в 1956 году у него случился обширный инсульт. Парализованный Соломон больше никогда не играл на публике.

Очень быстро слушатели забыли своего недавнего кумира. Любовь публики перешла к новым молодым артистам.

Возрождение

Соломон оставил огромное творческое наследие, записанное всего лишь за одно десятилетие после войны

Новый виток популярности начался в семидесятых годах. Тогда, к юбилею Соломона, была выпущена пластинка его старых записей. Музыкальный мир Великобритании вспомнил о талантливом музыканте. Из архивов подняли его давние работы, которых оказалось на удивление много. За то время, что о музыканте никто не вспоминал, его записи не только не устарели, они сохранили свою эмоциональную актуальность, исполнительскую свежесть и новизну.

Творчество Соломона было переоценено. О его незаконченном бетховенском цикле печатные издания заявляли следующее:

Это Бетховен, представляемый нам с прямотой, силой и своеобразием, но без эксцентрики и педантизма. Кое-кто, может быть, и поста под сомнение концепции Соломона, но я нахожу их убедительными… Его быстрые части весьма подвижны, а в медленных он проявляет достаточно спокойствия, никогда не переходящего в статичность. В результате его интерпретация Бетховена достигает редкого баланса между классической сдержанностью и страстной напряженностью

Записи Соломона выходили с такой частотой, будто музыкант вовсе не прекращал своей деятельности. Наконец-то его творчество было оценено по достоинству. Звучание фортепиано под руками Соломона можно назвать музыкой в чистом виде, настолько оно свободно от сиюминутного, наносного, ненастоящего.

В аннотации к одной из пластинок Соломона есть такие слова:

Записи Соломона сейчас особенно ценны: в любом случае они недвусмысленно говорят сами за себя, не только красотой звука и безупречной техникой (внешне не требующей никаких усилий), но и своим духом, своей музыкальной честностью. И, прежде всего, они показывают редко встречающуюся в такой высокой степени магическую силу — способность соединять все элементы произведения в единое целое и достигать высоких художественных результатов. А это является отличительной особенностью истинно великих интерпретаторов.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад