Имя Веры Васильевны Горностаевой знакомо всему музыкальному миру. Прекрасный музыкант, удивительный педагог, тонкий и интеллигентный человек, Горностаева особенно хорошо известна воспитанникам Московской Государственной Консерватории. Именно в стенах этого учебного заведения Вера Васильевна провела большую часть своей жизни. Среди выпускников фортепианного факультета немало ее музыкальных «детей» и «внуков», людей, имеющих счастье учиться у Горностаевой, общаться с ней.
Вера Горностаева родилась в Москве, в интеллигентной семье. Ее отец был инженером-экономистом, мать — музыкальным педагогом, выпускницей консерватории. Стоит ли говорить о том, что первые фортепианные уроки юная Вера получила дома. Мать внимательно следила за музыкальным развитием девочки и вскоре отдала ее в Центральную музыкальную школу. Там Горностаева обучалась у Екатерины Клавдиевны Николаевой, которую потом всю жизнь вспоминала с теплом и благодарностью. А спустя десять лет Вера Горностаева попала в руки к самому Генриху Густавовичу Нейгаузу.
Содержание статьи
В годы обучения в аспирантуре Вера Горностаева начала свою преподавательскую деятельность. Она работала в одной из детских музыкальных школ Москвы, чуть позже — в институте имени Гнесиных. А через несколько лет после окончания консерватории Горностаева вновь вернулась в родные стены — уже в качестве педагога.
Связь Веры Васильевны с Московской консерваторией — глубокая, сильная, кровная. Ведь и ее мать в свое время училась в этих стенах. Там пианистка получила образование и воспитание, сформировалась как многогранная творческая личность. Этому месту она и решила посвятить всю свою жизнь. Всякий раз, когда ей предлагали перейти на работу в другие музыкальные учреждения (а предлагали многократно, причем лучшие мировые университеты), она удивлялась:
Менять консерваторию? Вы подумайте только, я хожу по коридорам и знаю, что здесь ходили Рахманинов, Чайковский, Скрябин. Да где, какая консерватория мне может это заменить?
Для многих было загадкой: почему такая блестящая пианистка не стала смолоду делать себе фортепианную карьеру, не ушла с головой в концертную деятельность, а решила посвятить себя преподаванию.
Музыкальный путь Веры Горностаевой не похож на жизненные сценарии большинства известных пианистов. Обычно музыканты заняты в первую очередь концертной деятельностью, и только небольшую часть своего времени они готовы посвятить педагогическим занятиям. Горностаева, напротив, поставила на первое место преподавательскую деятельность.
Вера Горностаева всегда была мудрой женщиной. Она знала: педагогика — это совсем не потеря времени для музыканта. Напротив: тот, кто преподает, получает от занятий такую же огромную пользу, как и тот, кто учится. Работа с одаренным и сильным учеником требует от педагога не только компетентности и собранности, но и мыслительной деятельности, творческого поиска, постоянного анализа, непрерывного движения вперед.
В одном из интервью Горностаева говорила, что именно педагогика сформировала в ней настоящего музыканта. Через несколько лет преподавательской деятельности Горностаева почувствовала, что теперь ей действительно есть, что сказать слушателю через музыку.
Она начала давать регулярные концерты, выезжать на гастроли, записывать пластинки.
Музыка в исполнении Горностаевой всегда преисполняется глубиной и значительностью. В игре Веры Васильевны нет подчеркнутой эмоциональности, нет любви к внешним эффектам, стремления блеснуть техникой. Ни в коем случае. Горностаева всегда спокойна и погружена в музыку.
Неординарная, с собственным творческим почерком, В.В. Горностаева и в жизни, и на сцене всегда вела людей к музыке, и только к ней одной.
Профессионализм в искусстве — средство, благодаря которому человек раскрывает свой внутренний мир. И содержание этого внутреннего мира мы всегда ощущаем и в сборнике стихов, и в пьесе драматурга, и в сольном концерте пианиста. Слышны уровень культуры, вкус, эмоциональность, интеллект, характер.
Игра самой Горностаевой — прекрасное подтверждение этого высказывания. Действительно, в ее исполнительстве можно расслышать очень многое. Не только и не столько силу, яркость исполнения, фразировку, аккордику и мелкую технику, сколько тонкий ум исполнительницы, ее аристократичность, интеллигентность, утонченность… Лучшее в исполнительстве Горностаевой — это музыкальная выразительность.
В своей игре Горностаева полностью реализует свои исполнительские возможности. Рояль беспрекословно подчиняется каждому движению ее руки. Кому-то в игре Горностаевой может не хватить силового напора, энергичности, бури эмоций. Этого в ней действительно нет. Зато есть удивительно тонкие эмоциональные переживания, оттенки и полутона.
Более всего Горностаевой удается лирико-созерцательная музыка, широкая, задумчивая кантилена. Например, звучание второй части «Патетической сонаты» Бетховена в исполнении Горностаевой приближается к абсолютному идеалу. А вот бурная, насыщенная музыка, исполняемая на фортиссимо, впечатляет немного меньше.
Фортепианный язык Веры Горностаевой богат и метафоричен, в ее музыке слышна не одна лишь музыка — игра пианистки открывает слушателю множество образов, стоящих за звучанием, затрагивает образно-ассоциативные сферы, заставляет думать, чувствовать, переживать, смотреть на мир сквозь музыкальную призму.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Действительно, Вере Горностаевой досталась от природы не только склонность к музыке. Она с удовольствием пишет статьи об известных музыкальных исполнителях, с которыми ее сводила жизнь. Вышла в свет и книга «Два часа после концерта», в которой Горностаева делится своим музыкальным и жизненным опытом.
Ее литературные заметки и очерки читаются очень легко, они написаны живым, тонким и изящным языком. Меткие характеристики, интересные наблюдения — все это делает статьи Веры Васильевны прекрасным чтением для всех, кто в какой-то степени интересуется музыкой.
Прекрасны статьи-зарисовки Горностаевой о Михаиле Плетневе, Юрии Башмете, Святославе Рихтере, эссе о Генрихе Густавовиче Нейгаузе, воспоминания об Александре Слободянике и других своих учениках.
Часто Горностаева пишет о судьбах творческих молодых людей. Рассказывает о своих учениках, размышляет о том, что помогает, а что мешает молодым исполнителям стать большими музыкантами, мастерами своего дела.
За свою жизнь Вера Васильевна видела многое: что происходит за кулисами филармонии, в учебных заведениях, на концертных площадках. Ее довольно резкая статья «Любит ли музыку директор филармонии» совершенно точно отражает ее мнение на этот счет. Но и слишком быстрые и ранние достижения молодых людей настораживают Веру Васильевну. В одной из статей она назвала успех «очень сильно действующим средством», и действительно, сколько творческих юношей и девушек в жизни не смогли удержать планку, которую сами себе поставили в 17 лет…
Вредит молодым музыкантам, по мнению Горностаевой, и банальное ремесленничество. Страшно, когда талантливый смолоду человек так и не становится артистической личностью, не развивается интеллектуально и духовно, и с возрастом утрачивает свою непосредственность, не получая взамен мудрости и глубокого опыта.
Вера Горностаева известна широкой публике не только по выступлениям на концертной сцене и статьям. Она много выступала на радио и телевидении, вела циклы музыкально-образовательных передач. Некоторые из них и сейчас можно найти в интернете.
Необыкновенно интересно слушать, как Горностаева рассказывает об известных композиторах и их произведениях, тут же иллюстрируя на рояле свою речь. Особой популярностью в свое время пользовались ее телепередачи «Открытый рояль» и «Представляем молодых».
Помимо всего прочего, Вера Васильевна успевала посещать разнообразные семинары и конференции, посвященные музыкальной педагогике и фортепианному исполнительству. Она постоянно читала доклады и сообщения, давала отрытые уроки и мастер-классы, проводила консультации, всячески помогала молодым музыкантам на пути к совершенству.
Мне приходилось бывать на подобных семинарах и симпозиумах (их именуют по-разному) в Веймаре, Осло, Загребе, Дубровнике, Братиславе и других европейских городах. Но, откровенно говоря, больше всего по душе мне такие встречи с коллегами в нашей стране — в Свердловске, Тбилиси, Казани… И не только потому, что здесь к ним проявляется особенно большой интерес, о чем свидетельствуют и переполненные залы, и сама атмосфера, которая царит на подобных мероприятиях. Дело в том, что у нас, в наших консерваториях, сам уровень обсуждения профессиональных проблем, по-моему, выше, чем где бы то ни было. И это не может не радовать…
Я чувствую, что приношу тут больше пользы, чем в любой другой стране.
Горностаева постоянно говорила о том, что главное в педагогике — не навязывать ученику готовых решений. Создавая и разрабатывая концепцию исполнения для каждого ученика, Вера Васильевна всегда отталкивалась от природных возможностей своих студентов, от их творческой индивидуальности, душевной направленности. По ее мнению, для настоящего педагога нет другого пути, кроме этого. И практика показывает, что Горностаева была полностью права.
За долгую педагогическую жизнь Горностаевой через ее удивительные руки прошло множество талантливых учеников. Стоит упомянуть такие имена как Александр Слободяник, Дина Иоффе, Этери Анджапаридзе, Иво Погорелич, Александр Палей… Но все без исключения студенты Горностаевой, даже если они не получили высоких наград на мировых конкурсах и не стали известными исполнителями, во время учебы в консерватории имели радость соприкоснуться с миром высокой музыкальной культуры и духовности.
Вера Васильевна Горностаева умерла 19 января 2015 года в одной из московских больниц на 86-м году жизни. До последних недель своей жизни она продолжала вести активную деятельность, преподавать, выступать на конференциях.
Жизнь Веры Горностаевой всегда была полна событий. И она сама была событием — для всех, кто имел радость встречаться с ней, работать с ней, учиться у нее.
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…