Поющее фортепиано Александра Палея


Пианист Александр Беньяминович Палей родом из Молдавии
Александр Палей — человек огромной эрудиции. Именно это помогает ему интерпретировать фортепианные сочинения, вкладывать в них душу, наполнять свою музыку смыслом

Александр Беньяминович Палей – урожденный молдаванин. Родившись в семье медиков, Александр на удивление рано и серьезно увлекся музицированием. Беньямин Исаакович и Софья Иосифовна Палей с пониманием отнеслись к музыкальной тяге единственного сына. Мальчик поступил в Среднюю специальную музыкальную школу, а в 13 лет начал давать первые сольные концерты.

Педагоги

Спустя несколько лет, уже будучи победителем Молдавского республиканского конкурса исполнителей классической музыки, Александр Палей поступил в Московскую консерваторию. Там его педагогами стали Белла Давидович и Вера Горностаева.
Профессор Горностаева так вспоминает своего удивительного ученика:

«Природа щедро одарила моего ученика: он обладает феноменальной музыкальной памятью и может в кратчайший срок изучить сложнейшее музыкальное произведение. Когда Саша пришел в консерваторию, он долго оставался для меня загадкой. Кроме музыкальных данных, он одарен необычайным влечением к культуре. Он столь же великолепно знает мировую литературу, как и литературу специальную, имеющую непосредственное отношение к его профессии».

Репертуар

Благодаря своим личностным качествам, Александр Палей очень быстро освоил широкий фортепианный репертуар. В его исполнении зазвучали сочинения Баха, Моцарта, Гайдна, Бетховена, Шопена, Шумана, Шуберта, Чайковского и других выдающихся композиторов. Как разносторонняя творческая личность, Палей не сужает рамки своего репертуара, сосредотачиваясь на творчестве какого-либо одного композитора. Напротив, Палей стремится донести до слушателей как можно больше еще не известной или редко исполняемой музыки.

Сам он так объясняет свой выбор произведений для концертов:
«Играя классическую музыку, я испытываю ничуть не меньшие трудности, чем при исполнении современной. Пианистические сложности той и другой особо ничем не отличаются. В современной сложнее, правда, образная сторона. Но ведь она отражает нашу действительность и потому легко нам доступна. Думаю, главная преграда для восприятия современной музыки — это ее язык. Нет, он не стал сложнее. Просто он нов и менее привычен. А в музыке, как нигде, часто срабатывает эффект узнаваемости — популярно и нравится то, что уже знакомо, много раз слышано. Поэтому современная музыка должна звучать чаще. Сколько замечательных произведений создано композиторами первой половины XX века и нашими современниками. Многие из них мы просто еще не знаем, и этим духовно обкрадываем себя».

Палей и современная музыка

Александр Палей завоевал мировую известность благодаря своей фортепианной технике и глубокому проникновению в музыку
Александр Палей: «Меня учили, что кусок дерева надо заставить запеть человеческим голосом»

На концертах Александра Палея можно услышать музыку Прокофьева и Шостаковича, Бартока и Онеггера, Мессиана, Веберна и Булеза. Часто Палей исполняет музыку молдавских композиторов, таких как Дубоссарский, Козулина, Лунгула, Мусти, Тарасенко. С удовольствием играет музыку Загорского: с этим композитором у них очень давняя симпатия друг к другу.

Загорский так рассказывал о пианисте:

«Палей мне сразу понравился своей исключительной музыкальной восприимчивостью и интуицией. Чувствуется, что он весь в музыке, что она стала частью его жизни. У него хороший вкус, яркий сценический темперамент, техничность».
Играя музыку композиторов-молдаван, Палей поддерживает связь со своей родиной: сам исполнитель с 1988 года проживает в Нью-Йорке).

Исполнительский почерк

Исполнительскую манеру Александра Палея каждый слушатель воспринимает по-своему. Кто-то восхищается его погружением в музыку и эмоциональностью исполнения, кто-то ругает его за излишнюю экзальтированность и позерство. У каждого есть свое право суждения. И все-таки мы не можем не отметить наполненность и осмысленность игры палея, эмоциональную наполненность каждой фразы, раскрытие им глубинных смыслов музыки самых разных композиторов.

Палей не гонится за виртуозностью, не увлекается скоростью исполнительства и бессмысленными украшательствами. Совсем наоборот. Сам Палей в интервью говорит о том, как важно выразить что-то своей игрой, сказать с ее помощью что-то важное – и сделать это важное таким же значимым для публики, как для себя.

Играется – как поется

«Меня учили, что кусок дерева надо заставить запеть человеческим голосом», говорит Палей. И на концертах ему это удается. Каждому выступлению предшествуют пробы и ошибки, сомнения, бессонные ночи. Но, выходя на сцену, пианист начинает диалог – и ведет публику за собой, в музыкальные глубины.
К слову, Палей признается, что любимый его звук – это человеческий голос. Возможно, именно его любовь к опере, к звучанию человеческого голоса, его интонациям помогает ему так тонко интерпретировать фортепианные произведения. Рояль под руками Палея действительно оживает и начинает петь.

Отношение к конкурсам

Пианист Александр Палей за инструментом
Александр Палей ведет активную концертную деятельность во многих странах мира

Палей открыто говорит о своей нелюбви к различного рода конкурсам. Сам он называет свою деятельность «борьбой с уродствами». Борьбой с коррупцией, проталкиванием на сцену чьих-то учеников и «затиранием» по-настоящему талантливых исполнителей. А еще – с бессмысленной виртуозностью. Часто на конкурсы приезжают хорошо технически подготовленные люди, но играющие без всякого эмоционального наполнения. Потому Палей и называет музыкальные конкурсы спортом. Игрой ради игры. И это ему неинтересно.

Нелюбовь Александра Беньяминовича к конкурсам имеет глубокие корни. Когда юный Палей участвовал в отборочном конкурсе в Баку, его несправедливо засудили, хотя на первом этапе он был явным фаворитом. Палей неоднократно страдал от несправедливости вышестоящих. Так, он вспоминает, что после консерваторской аспирантуры его, специально, чтобы унизить, назначили преподавателем на кафедру общего фортепиано. Немногим позже пианист (не без препятствий, конечно) покинул Советский Союз – и ни минуты не жалел об этом шаге.

Палей женат на китаянке, пианистке Пей Вен Чен. Осуществляет не только активную концертную деятельность, но и проводит собственные музыкальные фестивали в Ричмонде и Нормандии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий