Захарий Палиашвили мальчиком пел в хоре и учился играть на органе в католической церкви Кутаиси.
Пройдя обучение в музыкальной школе Тбилиси, а затем в Московской консерватории, вернулся на родину и сыграл важнейшую роль в развитии национальной культуры Грузии. Он был собирателем народной песни, соучредителем Филармонии Грузии, возглавлял консерваторию Тбилиси.
Палиашвили писал для симфонического оркестра, но наиболее известны его вокальные произведения. Основными работами композитора являются оперы «Abesalom da Eteri» (Абесалом и Этери ), «Daisi» (Сумерки), и «Latavra» (Латавра).
Содержание статьи
Детские годы композитора
Захарий Петрович Палиашвили родился 16 августа 1871 года в Кутаиси. Отец, Петр Иванович Палиашвили (1838-1913) был добрым, трудолюбивым человеком, любящим отцом и мужем.
Он возглавлял католическую церковь в Кутаиси. Мать, Мария Павловна Месаркишвили отличалась добродетелью и душевной красотой. Захарий был третьим ребенком в семье (у него было 12 братьев и 5 сестер).
В своих автобиографических записках Захарий Палиашвили пишет: «… в нашей большой семье, мои братья и сестры демонстрировали природный дар к музыке, даже в раннем возрасте. На мой взгляд, объяснение этому следует искать в том, что мы, будучи католиками, посещали церковь, где сладкие звуки органной музыки не только доставляли удовольствие, но и помогали развить хороший слух…»
Первым проявил музыкальные способности старший из братьев — Иван (Вано) Палиашвили, ставший впоследствии выдающимся дирижером. Когда Ивану было 11 лет, его приняли помощником церковного органиста, а восьмилетний Захарий стал певчим в церковном хоре. Игре на фортепиано братьев обучал Феликс Мизандари. Зная семью Палиашвили, которая обладала довольно скромными финансовыми возможностями, учитель не брал денег за свои уроки.
Вскоре таланты молодых людей стали известны за пределами города, и декан Грузинской католической церкви, Альфонсо Хитаришвили, с разрешения родителей взял братьев в Тбилиси. Это было весной 1887 года: Ивана назначили на должность органиста, Захарий стал его ассистентом и певчим.
Спустя некоторое время вся семья переехала в Тбилиси. Работа в католической церкви, кроме обеспечения небольшой, но стабильной зарплаты дала Захарию Палиашвили возможность расширить свои знания. Здесь он познакомился с произведениями Баха, Генделя, Моцарта, Палестрины, Лассо и других великих композиторов прошлого.
Начало взрослой жизни
В 1889 году Иван уехал в Россию в качестве оперного дирижера, а его должность церковного органиста занял Захарий, который теперь должен был поддерживать свою семью. В результате этого он не имел возможности продолжить свое музыкальное образование. Но спустя два года его приняли в Музыкальную школу Тбилиси в класс валторны. Затем Палиашвили закончил класс французского рожка, и в тот же 1895 год был принят в класс музыкальной теории, который вел Николай Семенович Кленовский. Помимо этого Захарий обучался у Ипполитова-Иванова и музыкального критика Василия Давидовича Корганова. Во время обучения в классе Кленовского Палиашвили было написано несколько пьес, и это вызвало в нем неукротимое желание сочинять.
По окончании школы Захарий получил диплом с отличием, а затем собрал хор рабочих и служащих, который пел грузинские и русские народные песни для рабочих.
Обучение у Танеева
Последовал обмен письмами с Сергеем Ивановичем Танеевым (1856-1915), русским композитором и педагогом. Захарий Палиашвили в конце августа 1900 года отправился в Москву, успешно сдал вступительные экзамены и был принят в класс контрапункта Московской консерватории. Три года учебы у Танеева, специалиста в области полифонии, обогатили Палиашвили в плане фундаментальных знаний и способствовали его созреванию в качестве профессионального композитора. Будучи студентом консерватории, Захарий совершил свою первую поездку по территории Грузии, собирая фольклорный материал. Он записал замечательные образцы более 300 грузинских народных песен, ставшие основой для его дальнейшей фольклорной деятельности.
В конце июня 1903 года, завершив обучение у Тенеева, Захарий Палиашвили возвращается в Грузию вместе со своей молодой женой Юлией Михайловной Уткиной, чтобы претворить в жизнь все накопленные знания. Осенью этого года Палиашвили начал вести класс пения в Высшей школе Тбилиси, а также организовал хор и оркестр. В 1904 году его пригласили возглавить факультет теории музыки в Тбилисском музыкальном колледже. Там он начал вести классы сольфеджио, гармонии и оркестровки.
Используя фортепианную пьесу «Сазандари» А. Карашвили в качестве отправной точки, Палиашвили в 1906 году пишет патриотическую песню «Самшобло» (Родина), впоследствии ставшую популярной во всей Грузии. Спустя два года по его инициативе в рамках филармонии открывается музыкальная школа. Из-за нехватки финансирования, Палиашвили несколько лет возглавлял ее, не получая какого-либо жалования.
В мае 1917 года Музыкальный колледж Тбилиси был реорганизован в Консерваторию. Должность директора предложили пианисту и педагогу Н. Николаеву. На следующий год Николаев покинул Грузию, а Палиашвили сменил его на этом посту. В 1919 году он был удостоен звания профессора и продолжал вести теоретические занятия.
Оперное творчество грузинского композитора
К концу первого десятилетия 20-го века Захарий Палиашвили ощущает себя достаточно зрелым, чтобы начать сочинять оперу. Народная легенда, опубликованная в журнале «Жар-птица» в виде либретто Петра Мирианашвили, дала толчок к написанию оперы «Абесалома и Этери». Ее премьера состоялась 21 февраля 1919 года. Произведя фурор, она переросла в народный праздник. «Абесалома и Этери» сразу стала Грузинской национальной классической оперой, а ее автор, по словам соотечественников, «грузинским Глинкой«.
Успех первой оперы вдохновил композитора на написание следующей лирической драмы — «Даиси» (Сумерки), основанной на либретто Валико Гуниа, известного актера и драматурга. Первая постановка состоялась 19 декабря 1923 года.
Третья опера Захария Палиашвили, «Латавра» (либретто Сандро Шаншиашвили) появилась спустя пять лет — 16 марта 1928 года.
В начале 1929 года Палиашвили был приглашен на Украину для проведения двух концертов грузинской музыки в Харькове (на тот момент — столица Украинской Советской Республики). Именно тогда возникла идея постановки «Абесалома и Этери» в Харькове и «Тараса Бульбы» (оперы Николая Лысенко) в Тбилиси.
Позднее оба произведения были переведены и успешно представлены публике. Летом Захарий Палиашвили совершил свой второй визит в Азербайджан. Два симфонических концерта были даны в Баку, столице республики. Программа была составлена из произведений Палиашвили, автор сам дирижировал оркестром.
Последнее желание Павлиашвили
В начале 1930-х годов состояние здоровья композитора ухудшилось. За несколько дней до смерти, прикованный к постели, Захарий сказал близким:
прежде, чем я умру, я хочу услышать мой Абессалом еще раз.
Радио было включено. Палиашвили напряженно слушал, лицо его было счастливым
. 6 октября 1933 года Захарий Палиашвили скончался. Он был похоронен 10 октября в саду оперного театра, рядом с могилой своего друга, «грузинского соловья», Вано Сараджишвили.