Генри Коуэлл: американский композитор-революционер начала 20 века

Генри Коуэлл

Из всех американских композиторов-революционеров начала двадцатого века, возможно, Генри Коуэлл имел самое яркое и далеко идущее влияние.

Множество известных американских композиторов, включая Джона Кейджа, Лу Харрисона и Джорджа Гершвина учились у него и оставались, в некотором смысле, его последователями.

Первые шаги в музыке Генри Коуэлла

До поступления в Калифорнийский университет Генри Коуэлл оставался самоучкой

Генри Диксон Коуэлл родился 11 марта 1897 в Менло-Парк в Калифорнии. Генри начал изучать скрипку в 5 лет. Но надеждам родителей на чудесное овладение инструментом не суждено было сбыться, так как уроки пришлось прекратить вследствие слабого здоровья мальчика.

После развода родителей в 1903 году Генри путешествует с матерью, проживая у родственников в Канзасе, Айове и Оклахоме. Во время одной из поездок в 1908 году он начал сочинять собственную музыку. Первым известным произведением была незавершенная мелодия на стихи Лонгфелло.

В 14 лет Коуэлл приобрел фортепиано, а на следующий год дал концерт, составив его из своих экспериментальных произведений. До начала своего обучения, в 1914 году в Калифорнийском университете Беркли у Чарльза Сигера, Генри оставался самоучкой.

Наставник был впечатлен продуктивностью Коуэлла, который на момент принятия в университет написал более ста произведений. Но в большей степени учителя заинтересовали непредубежденность и музыкальная индивидуальность молодого композитора.

Музыкальные эксперименты гения-самоучки

Свободный от условных рамок формального музыкального образования, Генри рассматривал любой звук как музыкальный материал, с которым можно было работать. Его музыка была ближе к пению птиц, шуму машин и народным мотивам, нежели любой из ранее известных шедевров.

Коуэлл в своих «The Tides of Manaunaun» просит пианиста использовать кулак, ладонь и предплечье для игры на клавишах нижнего регистра, дабы изобразить крупные волны прилива. Это ранний пример того, что он назвал «гроздь звуков», или кластер. Генри использовал этот и подобные методы во многих работах, которые впоследствии оказали значительное влияние на авторов последовавших десятилетий, например, Пендерецкого, Лигети и других композиторов, писавших электронную музыку.

Коуэлл в своих «The Tides of Manaunaun» просит пианиста использовать кулак, ладонь и предплечье для игры на клавишах

Однако Сигер осознавал, что без понимания структуры и без рекомендаций выразительный, изобретательный Коуэлл может остаться низкокачественным музыкантом. Поэтому наставник всячески поощрял молодого композитора к исследованиям в области традиционной гармонии и контрапункта.

В 1919 году, по предложению Сигера, Генри закончил трактат о своих собственных музыкальных методах — «Новые музыкальные ресурсы». В этой работе, изданной в 1930 году, он раскрывает новые музыкальные методы, эстетические направления и возможные альтернативы общепринятой системе нотации.

Изучая сравнительное музыковедение в Берлине у Эриха фон Хорнбостеля, Коуэлл увлекся музыкой других культур. Элементы азиатской и ближневосточной музыки композитор вплел в многие собственные произведения.

Неоднозначное творчество американского композитора

«Новые музыкальные ресурсы» Г. Коуэлла

Ряд концертов по Северной Америке и Европе, прошедший в 1920-х годах, породил волны как бесчисленных друзей, так и врагов создаваемого музыкального течения. Несмотря на признание и уважение со стороны таких светил как Барток и Шенберг, его концерты часто порождали беспорядки в аудитории, вызывали гнев критиков, которые задавались вопросом, а не маскирует ли своевольная самобытность Коуэлла отсутствие истинного музыкального мастерства.

Генри Коуэлл указывал пианисту играть «внутри» инструмента

В «Эоловой арфе» для фортепиано Генри Коуэлл указывает пианисту играть «внутри» инструмента, ударяя, скобля, дергая и заглушая струны. А в «Баньши» (1925 года) применяет оригинальные и графические примечания с инструкциями для пианиста играть исключительно внутри рояля, в то время как помощник должен удерживать правую педаль. Методы игры включают последовательности скобления струн ногтями с щипками, выполняемые в нижней части регистра, что приводит к резонированию и порождению звуковых волн, не имеющих определенной высоты.

Инновации Генри Коуэлла

В 30-х гг. Коуэлл создает инструмент Ритмикон (первую в мире драм-машину)

В начале 1930-х годов, совместно с проживавшим в то время на территории США Львом Терменом (изобретателем терменвокса), Коуэлл создает инструмент Ритмикон — по сути, первую в мире драм-машину, имевшую 16 базовых ритмов и практически неограниченное количество вариаций. Для этого инструмента композитор сочинил в 1931 году произведение «Rhythmicana».

Генри Коуэлл преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке в 1932–52 годах и, с 1949 года, в Колумбийском университете. В 1936 году был осужден по обвинению в гомосексуальной связи, но и в тюрьме не прекращал писать музыку. В 1940 был условно освобожден благодаря попечительству композитора Перси Грейнджера. Спустя два года Коуэлла полностью реабилитировали.

Первая драм-машина

Более поздняя музыка включала щедрые порции инноваций, но с годами композиционный язык Коуэлла становился все более упрощенным, как тонально, так и ритмически. Он написал множество пьес, отражающих его интерес к сельским американским песням, ирландскому фольклору и восточной музыке.

С целью издавать современных композиторов основал в 1927 году ежеквартальное издание «Новая музыка», и был его редактором до 1936 года. Он также редактировал «American Composers on American Music» и совместно со своей супругой, Сидни Коуэлл, написал книгу «Charles Ives and His Music».

Умер Генри Коуэлл 10 декабря 1965 после продолжительной болезни.

Целью своей жизни он сделал поиск «универсальных элементов для музыки», а суть его философии лучше всего отражает призыв самого композитора:

Поиск «универсальных элементов для музыки» — цель жизни Г. Коуэлла

«Приветствуйте и исследуйте и расследуйте все, новое или старое, что встречаете на своем пути, затем постройте свою собственную музыку на том, что ваш внутренний мир был способен принять и вернул вам обратно»

Сам Коуэлл столкнулся с миром, не готовым принять его далеко идущее музыкальное видение, и понял, чтобы привнести его, необходимо не только играть свою музыку, но и подготовить почву, начать строить новый фундамент. Можно сказать, что он достиг своих целей, оказав значительное влияние на историю основ композиции.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад