Жан-Мишель интересен прежде всего тем, что разработал изначальную концепцию электронной музыки. Это сейчас под электронной музыкой подразумевают прежде всего попсу, сыгранную кое-как на синтезаторах, полуцифровые аранжировки и компьютеризированный вокал, от которого не осталось ничего человеческого, кроме несовершенства.
Жан-Мишель действовал по-другому. Он разработал свою собственную концепцию музыки, согласно которой потом действовали многие из музыкантов электронного мира. Его композиции стали в прямом смысле этого слова классикой электронной музыки.
Первым альбомом Жарра считается Oxygene (Кислород). Конечно, он выпускал пластинки и раньше, но тогда это были лишь экспериментальные работы, не отличавшиеся значительным тиражом. А может, уже тогда музыкант считал свою музыку достойной внимания, поэтому и выпускал ее на пластинках. Но факт остается фактом: начиная именно с Оксигена публика и критики обратили на него свое пристальное внимание.
Согласно некоторым источникам, Oxygene является одним из первых альбомов, написанных в стиле эмбиент. Также по отношению к музыке частенько употреблялся и эпитет «космическая», хотя сам Жан-Мишель и утверждал, что посвятил альбом атмосфере Земли. Как бы то ни было, он действительно работал в разные периоды своего творчества с «комическими музыкантами», такими как Рональд Романелли — второй главный (а иногда и первый) композитор группы Space. И их музыка очень гармонично переплеталась между собой.
Как и Романелли, Жарр оказал огромнейшее влияние на современную электронную музыку. Только Романелли больше писал в стиле, приближенном к танцевальному, к стилю диско, а вот Жарр больше опирался в своих музыкальных разработках на философскую составляющую мелодий. Поэтому иногда его музыку называют и медитативной. Как бы то ни было, Oxygene появился ранее Магического Полета Маруани. Это можно со всей смелостью утверждать, так как едва Жарр уехал из студии, в которой записывал свой альбом, как туда поселился Дидье, для работы над своей дебютной пластинкой.
После выхода Oxygene Жарра назвали «Человеком года».
Альбом Оксиген состоит из семи частей, каждая из которых имеет то же название (Oxygene) и пронумерована римскими цифрами. Запись была сделана и издана в 1977-м году, а почти двадцать лет спустя Жарр выпустил продолжение темы под названием Oxygene 7-13.
Но это было после, а начинать биографию принято с даты и места рождения. Что ж, как и полагается большинству популярных композиторов, родился Мишель в семье композитора. Произошло это 24-го августа 1948-го года во французском Лионе.
Сейчас он известен как своей необычной музыкой, которую исполняет на концертах без какого-либо участия компьютеров (в отличие от тех же Крафтверк), так и грандиозными световыми лазерными шоу, без которых его концерты теперь попросту не обходятся.
Musique pour Supermarché
В 1983-м году Жарр выпускает альбом, причем в единственном экземпляре. Он его записал специально для выставки и там же, с аукциона, продал единственный виниловый диск с этой записью, выручив за него 69 000 франков. Мастер-запись он сжег в присутствии шерифа. Можно было бы расстроиться, что «музыка для супермаркетов» так и не дошла до обычного слушателя, но на самом деле все обернулось несколько по-другому. Он вскоре снова засел за инструменты, и, слегка переработав проданные записи, выпустил их под названием Zoolook.
К тому времени он уже был внесен в Книгу рекордов Гиннеса, как человек, собравший самую большую аудиторию: миллион слушателей, пришедших посмотреть его концерт на площади Согласия в Париже.
Жан-Мишель сам изобрел некоторые из тех инструментов, которые использует в своих записях. Так, например, он является изобретателем лазерной арфы.
Его музыку не зря мы несколько выше назвали классической: по своей духовной наполненности она сравнима именно с лучшими произведениями прошлых веков, а его световое шоу воплотило замысел великого русского композитора Александра Скрябина, который намеревался сделать его частью музыкальной композиции, но так и не дожил до полного осуществления своих замыслов. Зато этот замысел великолепно воплотил Жан-Мишель.
При помощи многочисленных лазеров и прочих световых устройств, он в тон музыке полностью преображает все окружающее пространство, где проходит концерт. И вся эта местность начинает полнее раскрывать гармоничность его музыкального замысла.
В своей музыке композитор очень ярко рассказывает о Вселенной, Земле, истории, религии, культуре и науке. Его Гений сопоставляется разве что с его популярностью: на сегодняшний день, он является самым популярным музыкантом Франции.
А ведь далеко не всегда было все так гладко. Когда он был совсем еще юн, его отец оставил семью, чтобы переехать в Штаты. Сам Мишель едва сводил концы с концами, последние деньги отводя на покупку музыкальных инструментов. В основном это были синтезаторы: хоть он и играл в молодости на электрогитарах, но его принадлежность к рождающемуся миру электронной музыки становилась все более очевидной.
Обычно тогда, когда молодой композитор находит достаточно привлекательную работу, он завершает свой творческий путь и начинает заниматься более серьезными делами. Так, когда молодого Жан-Мишеля поставили на должность руководителя балета, можно было ожидать, что он забросит свои эксперименты с электронной музыкой.
Однако этого не случилось. Напротив, он спродюсировал первый электронно-акустический балет, который носил имя «Аор». А в 1971-м году он выпускает своей первый альбом, «Deserted palace», который прошел на редкость незамеченно. Тогда молодой композитор пробует свои силы в написании музыки к фильмам.
Кроме того, для заработка он пишет музыку для телепередач, рекламы и фоновую музыку для аэропортов. Работает он и на заказ, сочиняя музыку для довольно большого количества певцов. Иногда именно его музыка становилась для них залогом успеха. Эти песни были признаны одними из самых красивых.
Но электронную музыку он и не думает оставлять. Мало того, он окунается в экспериментальное творчество прямо-таки с головой. Правда, Оксигеном не заинтересовался ни один из издателей музыки. Проект казался провальным.