Чик Кориа не имел музыкального образования, что не помешало стать ему всемирно известным джазовым пианистом

Сегодня речь пойдет об одной из наиболее знаковых фигур среди джазовых пианистов последних десятилетий — Армандо Энтони «Чик» Кориа. Американского музыканта (фортепиано, клавишные, ударные) и композитора называют основоположником джаз-рока, чьи музыкальные эксперименты не знают границ.

Армандо Энтони «Чик» Кориа родился 12 июня 1941 года в Челси, штат Массачусетс, в семье итальянского происхождения. Его отец был джазовым музыкантом и научил сына игре на фортепиано в возрасте четырех лет, а с восьми лет – на ударных инструментах. Несмотря на то, что Чик Кориа не получил специального музыкального образования, он продолжал занятия музыкой и дебютировал в бэнде своего отца, затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона.

Первые концерты Чика

В 1962 году, в 22 года, Чик Кориа перебрался в Нью-Йорк, где начал профессиональную карьеру в оркестре Монго Сантамарии, исполняющих музыку в латиноамериканском стиле. В середине 1960-х Кориа знакомится с трубачом  Блю Митчеллом, флейтистом Херби Манном, саксофонистом Стэном Гетцем и сотрудничает с ними вплоть до 1968 года. С ними же он сделал первые профессиональные записи. Первый успех Кориа приносит пластинка Tones For Joan’s Bones, записанная в стиле «хард-боп» в 1966 году. Еще большую известность в 1968 году получил альбом «Now He Sings, Now He Sobs», записанный в составе трио с Мирославом Витусом и Роем Хейнсом. Сегодня он расценивается музыкальными критиками как мировая джазовая классика.

В конце 1968 года Кориа присоединяется группе Майлза Дэвиса, с которой записаны пластинки Filles De Kilimanjaro, In A Silent Way, Bitches Brew, Live-Evil. В этот период Кориа использует электронное пианино, что открывает свежее звучание и рождается новое направление в джазе. В 1970 году Кориа стал лидером группы, которая выступила перед 600-тысячной аудиторией на музыкальном фестивале в Англии.

Cirkle

В поисках нового звучания Чик Кореа с Дэйвом Холландом и Барри Альтшулем создали фри-джазовое трио Circle

Вскоре после успешного выступления на фестивале, Кориа вместе с басистом Дэйвом Холландом покинули группу Дэвиса в поисках собственного авангардного звучания. С барабанщиком Барри Альтшулем они организовали фри-джазовое трио Circle, к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. Новая группа стала играть авангардный акустический джаз и много гастролировала по Европе и США. Несмотря на то, что группа Circle  просуществовала недолго, музыканты выпустили три пластинки, лучшей из которых называют  Paris Concert (1971). Вскоре Чик Кориа сменил направление в сторону сольных фортепианных импровизаций и уже в апреле 1971 года записал на лейбле ЕСМ несколько композиций, предугадав тем самым популярность современной фортепианной музыки.

Return to Forever

В конце 1971 года Кориа собирается группу Return to Forever, в состав которой вошли басист Стэнли Кларк, саксофонист и флейтист Джо Фаррел, барабанщик и перкуссионист Аирто Морейра, вокалистка Флора Пурим. Таким составом в феврале 1972 года они записали дебютный альбом для лейбла ECM, в который вошла очень известная композиция Кориа «La Fiesta». Уже в марте были записаны очередные хиты — «500 Miles High,» «Captain Marvel». Группу не покидало вдохновение. Эта блестящая команда создавала классические и легкие джазовые мелодии с бразильскими ритмами. Они стали лучшими в 1970-е годы в стиле «фьюжн».

В начале 1973 года в группу вошли электрогитарист Билл Коннорс и барабанщик Ленни Уайт, с которыми группа нашла новое электронное звучание. Родилась новая музыкальная волна, когда рок и джазовые импровизации слились в едином звуке. Именно в этом году Кориа был назван «композитором номер один» в журнале Down Beat, а с 1975 года был лучшим исполнителем на электропианино.

В 1974 году на смену гитаристу Коннорсу пришел 19-летний безудержный и скоростной  Эл ДиМеола. Он вдохнул энергичное, роковое и смелое  звучание. С ним группа покорила новую публику и набрала толпы поклонников рока. Складывается впечатление, что Кориа отдает дань моде. Но он идет дальше, дополняя группу струнными и духовыми инструментами, а также используя приемы классической музыки.

Начиная с 1972 года Кориа и Return to Forever записывают по альбому в год- Light As A Feather (1972), Return To Forever (1973), Hymn Of The Seventh Galaxy (1973), Where Have I Known You Before (1974), No Mystery (1975), The Leprechaun (1976), My Spanish Heart (1976), The Mad Hutter (1977), Music Magic (1977).  С 1976-1977 группа находится на вершине успеха и завоевала три премии Grammy.

Творческие дуэты и сольные альбомы

В 1978 году Чик Кориа находит вдохновение в дуэте с  Херби Хенкоком, при этом продолжая работу с Return to Forever (RTF). Чик и Херби играют исключительно на акустическом пианино и вместе получили блестящий результат: были сделаны записи  в 1978 Corea / Hancock, 1980-х Вечер с Херби Хэнкоком и Чик Кориа.

Также Кориа сотрудничает с Майклом Бреккером, Китом Джарретом. Весной 1981 году Кориа посетил Москву и Санкт-Петербург вместе с Гэри Бертоном. Это не были гастроли в обычном смысле этого слова, он приехал в Советский Союз, движимый любопытством к советской жизни, и дал несколько выступлений в узком кругу посвященных.

Помимо творческих союзов, Кориа записывает сольные и классические альбомы. Так, в 1984 году вышел  «Концерт для двух клавиров» Моцарта.

Elektric Band

В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл.

В 1985 году Чик Кориа открыл новый проект — «Elektric Band», в стиле фьюжн. В новый бэнд вошли басист Джон Патитучи, гитарист Фрэнк Гембэйл, саксофонист Эрик Мариентал, барабанщик Дейв Уикл. Вместе они записали пять альбомов: Elektric Band (1986), Light Years (1987), Eye of the Beholder (1988), Inside Out (1990) и Beneath the Mask (1991).

Через несколько лет он собрал «Акустическое трио» с Уиклом и Патитучи. В 1993 году Кориа записывает множество фортепианных джазовых импровизаций и следующие годы много гастролирует.

Музыка Чика Кориа виртуозна и непредсказуема, полна живых чувств и страсти. Кориа – универсальный пианист, который безупречен в любом жанре. Его заслуга в том, что он не остановился только на джазе – он постоянно выходит за рамки и открывает новое. Он стоит у истоков направления джаз-рока.

Кориа всецело посвятил себя музыке, много и плодотворно работает, зачастую занимаясь несколько проектами одновременно. Сегодня он известен как виртуозный пианист и композитор, чьи джазовые стандарты стали классическими, а стиль всегда узнаваем.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад