Рубрики: Пианисты

Байрон Дженис — американский пианист с русскими корнями

Байрон Дженис

Выдающийся американский пианист, Байрон Дженис, родился в городе Маккийсфорт в штате Пенсильвания 24 марта, 1928 года в польско – русско — еврейской семье, фамилия которой со временем сократилась с Янкилевич до Дженис. В 4 года Байрон стал заниматься музыкой с Авраамом Литовым. Прогресс ребёнка был настолько быстрым, что в семилетнем возрасте родители отправили его в Нью-Йорк брать уроки игры на фортепиано у Иосифа и Розины Левиных. Учась в школе у Левиных, юный музыкант получил рекомендации от Сергея Рахманинова и Альфреда Корто. Восемь месяцев Дженис обучался у Доротеи Андерсон Лафоллета, после чего Левины решили, что мальчик должен учиться у Адели Маркус.

Детство и внезапная сольная карьера Джениса

В 1944 г. состоялся дебют Байрона в Питтсбурге

Сольный дебют Байрона Джениса состоялся в возрасте 9 лет в Питтсбурге. В следующем году, благодаря помощи Сэмуеля Хотцинова, мальчик играл на радиостанции «MagicKeyHour». С. Хотцинов был музыкальным критиком из NewYorkPost, музыкальным консультантом NBS Radio и основателем частной музыкальной школы «ChetemSquare», где преподавала А. Маркус. В 10 лет Дженис потерял чувствительность пальца из-за несчастного случая, но это не помешало ему в 15 лет (1943) дебютировать в Нью-Йорке с симфоническим оркестром NBS под управлением Фрэнка Блэка, где он исполнял «Концерт для фортепиано с оркестром № 2, до-минор, соч.18» С. Рахманинова. 20 февраля, 1944 года состоялся его профессиональный дебют в Питтсбурге, где он сыграл «Второй концерт» Рахманинова в сопровождении Питтсбургского симфонического оркестра, за пультом которого стоял 13-летний Лорин Маазель.

Среди присутствующих на концерте был Владимир Горовиц, которому настолько понравилось юное дарование, что маститый музыкант пригласил Байрона играть вместе с ним в Нью-Йорке. В возрасте семнадцати лет Дженис стал первым учеником Владимира Горовица, у которого он брал уроки в течение трех лет. Плата за эти уроки и стоимость его занятий с Адель Маркус были оплачены филантропом Уильямом Розенвальдом.

Байрон Дженис стал заниматься с Горовицем

Для того, чтобы регулярно заниматься, Дженис был вынужден поехать в турне с Владимиром Горовицом и его женой. За время занятий с Владимиром Горовицом, Дженис дал около 50 концертов, в том числе, совершил успешное турне по Бразилии. После этого он решил дебютировать в Карнеги-холл. Байрон оставался близким другом и всего лишь одним из трех когда-либо признанных студентов Владимира Горовица.

Концертная деятельность Байрона Джениса

В 20 лет Дженис закончил учебу у В. Горовица и начал успешную карьеру в качестве пианиста. В 1948 году Байрон совершил поездку в Южную Америку; в том же году сыграл в Карнеги-Холле в Нью-Йорке и получил одобрение критиков. В 1952 году совершил турне по Европе. Байрон играл с великими дирижерами и оркестрами, включая оркестр Концертгебау Амстердама с Эдуардом ванн Байнум и Лондонским симфоническим оркестром под управлением Антала Дорати. Во время дебюта в Лондоне, он сыграл «Концерт для фортепиано с оркестром № 2, до-минор, соч. 18» С. Рахманинова с филармоническим оркестром и Норманом-дель-Мар.

Байрон Дженис с филармоническим оркестром и Норманом-дель-Мар

Когда Дженис вернулся в Лондон в 1961 году и сыграл тот же концерт, критик написал:

«…играл со всем пылом, воодушевлением и вызвал симпатию, что нередко удаётся господину Байрону Дженису, он чрезвычайно одаренный пианист Америки».

Тем не менее, в ноябре того же года во время исполнения «Концерта для фортепиано № 3, до-минор, соч. 37» Людвига Ван Бетховена, в газетах его охарактеризовали так:

«… движущийся вперёд, но часто нелицеприятный солист»

В возрасте семнадцати лет Дженис часто слышал, как играл Горовиц у себя дома, и впечатлительный молодой человек был поглощен каждым нюансом стиля Горовица:

«Я точно знал, как он выразит себя в музыке. В то время я не понимал, что происходит. Я становился копией Горовица» (Байрон Дженис)

Путешествие американского пианиста-виртуоза в СССР

Байрон Дженис. Портрет И. Бабайлова

В 1960 году Байрон Дженис был выбран в качестве первого американца, отправленного в Советский Союз. Его выступление стало началом успешного взаимодействия между СССР и США в период холодной войны. Два года спустя успех этого тура привел к дальнейшему сотрудничеству, когда в одной программе он играл «Концерт для фортепиано ля-минор, соч. 54» Р. Шумана, «Концерт для фортепиано № 1, фа-диез минор, ор. 1» С. Рахманинова и «Концерт для фортепиано № 3, до-мажор, соч. 26» С. Прокофьева с Кириллом Кондрашиным — дирижёром Московской филармонии.

В 1961 году Дженис был отобран Чикагским симфоническим оркестром и Парижской консерваторией в качестве солиста в обоих фортепианных концертах Ф. Листа в честь 150 — летнего празднования дня рождения композитора. В конце 1960-х годов Дженис добился пика карьеры, он давал почти сто концертов в год.

Неожиданная болезнь Байрона Джениса

Карьера Байрона Джениса была прервана в конце 60-х годов в результате его болезни и временно возобновлена в 1972 году. Вскоре, однако, его концертные выступления стали более редкими. В 1973 году, на пике своей карьеры, он начал страдать от псориатического артрита на руках и запястьях. Несмотря на присутствие физического и эмоционального стресса, пианист продолжал практиковать игру на фортепиано пять или шесть часов в день и продолжал свою концертную деятельность.

Байрон Дженис страдал от псориатического артрита

Однако к 1984 году, когда все опробованные методы лечения не помогли, Байрон стал принимать большие дозы лекарств. Такое положение дел, в сочетании с мыслью о том, что он не в состоянии играть на пианино, привели к психической депрессии. Это была борьба не на жизнь, а на смерть в течение многих лет. 25 февраля 1985 года Дженис дал специальный концерт в Белом доме в Вашингтоне, округе Колумбия, и в это время его болезнь была публично раскрыта.

Недуг не помешал Байрону продолжать превосходно играть на пианино, но его прежний уровень игры был теперь для него недостижим. Болезненное и нетрудоспособное состояние, в конечном счете, потребовало ряд операций. В интервью ABC Байрон объяснил:

«Артрит научил меня смотреть внутрь себя для поиска новых источников силы и творчества. Это дало мне второе дыхание»

Дженис достаточно оправился, чтобы возобновить выступления. Он и сегодня продолжает свою артистическую карьеру и даже выпустил два высоко оцененных слушателями компакт-диска.

Жизнь американского пианиста в настоящем

Недавно Байрон Дженис закончил свою автобиографию

Байрон Дженис посвятил большую часть своей энергии в изучение решения гуманитарных проблем. С 1962 года он занялся преподавательской деятельностью, а с 1987 года стал проводить музыкальные занятия в школе Манхетена. В 1986 году музыкант стал представителем «Национального Фонда артрита» и часто играл в концертах по сбору средств. На данный момент он работает в «Консультативном комитете Pro Musicus» — международной организации, занимающейся помощью молодым художникам. Недавно Байрон Дженис закончил свою автобиографию.

Байрон Дженис в своем творчестве объединил технику Горовица с возвышенной музыкальностью, присущей Альфреду Корто. Он имеет особое сходство с Шопеном.

Автобиоргафия Байрона Джениса

Во время визита во Францию в 1967 году, Байрон Дженис случайно обнаружил в Париже оригинал рукописей двух ранее неизвестных вальсов Ф.Шопена: «Ges-dur, соч. 70, № 1» и «Es — dur, соч. 18». В 1973 году он поместил 2 варианта этих рукописей в библиотеку Йельского университета. Это считается «самым знаменательным музыкальным открытием нашего времени». За эти достижения пианист много раз появлялся на первой полосе New York Times. Он также опубликовал издание вальсов Ф. Шопена. Это положило начало созданию документального фильма в 1975 году на французском телевидении «Фредерик Шопен. Путешествие с Байроном Дженисом», в котором он подробно рассказывает о трудностях в распознании подлинников музыки Шопена. Этот фильм был показан на PBS в США, также в других странах.

Пианист, следовавший за «Великими традициями»

За свои великие труды Байрон Дженис был удостоен множества наград. В 1985 году президентом Рональдом Рейганом он был приглашен на государственный обед в Белом доме в честь 40-летия удачного дебюта в Карнеги Холле, с которого началась его блестящая карьера. Известный пианист получил множество самых престижных наград: «Командор ордена Почетного легиона» и «Ковалер французского ордена Искусств и литературы», этой чести ранее не был удостоен ни один американец, в том числе «Гран-при дю Диск» (за его запись для «MercuryRecords» «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» С. Рахманинова и «Концерта для фортепиано № 3» С. Прокофьева в сопровождении Московского симфонического оркестра под руководством Кирилла Кондрашина), Гаррет Коэн Международную музыкальную премию и Медаль Бетховена (за исполнение сонат Л. В. Бетховена) и много других наград.

Байрон Дженис известен в мире как один из лучших в мире пианистов. Пианист, следовавший за «Великими традициями». Его жизнь была наполнена яркими и живыми событиями. Байрону пришлось преодолеть множество трудных преград на пути, но, несмотря на это, он не отчаивался и продолжал творить. Наверное, именно поэтому, произведения этого выдающегося композитора и пианиста затрагивают все струнки души слушателя.

 

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад