Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.
Что для этого надо уметь?
Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).
Содержание статьи
До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.
В до-мажорном аккорде (С):
Надеюсь, все понятно?
Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.
Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.
Что дают нам эти знания? А вот что:
Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).
Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.
Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
Выглядеть это должно примерно так:
Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.
Вот пример, как это должно выглядеть:
А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
Напомню:
Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,
Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?
До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».
Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами — кардинально.
Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает
— в быстром темпе — напряжение, ожидание какой-то развязки или — реже — воодушевление, приподнятость
— а в медленном темпе — либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца
— полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения — прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.
Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:
— когда берется бас и оставшаяся часть аккорда
— бас и аккорд целиком
— бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)
— ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.
Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.
Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:
Пример:
Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.
Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:
Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом (
Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…
Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…
Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…
Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…
У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…
Посмотреть комментарии
Привет !Скажите , а можно ли весь курс скачать одним файлом ? Спасибо.
7-ой урок - это еще не весь курс :) Когда курс будет закончен, подумаем над вашим предложением.
а можно побольше нот
Лучше меньше, но качественней. Если хотите много, можете покопаться в Каталоге нот, там есть примеры, в которых или мелодия+аккорды, или несложная аранжировка популярных композиций, или, на выбор, вечная классическая музыка, которая требует многих часов занятий за фортепиано.
Привет ! Стесняюсь спросить - а Восьмой урок будет ? Вас не закрыли под горячую руку ?
А за что нас закрывать и кому? Восьмой урок будет.
Ждем ! Спасибо !
Классный сайт, только не большой момент в уроке №5 где указаны мажорные и минорные трезвучия, если Я не ошибаюсь то:
Мажорное трезвучие это когда первая терция большая, вторая малая, До - Ми - Соль
Минорное когда первая малая, а вторая большая До - Ми(b) - Соль
если конечно от основного тона считать :)
Приношу свои извинения и спасибо, Михаил, что обратили внимание на такую серьезную и досадную ошибку. Всё исправлено.
P.S. Благодаря гостям сайта https://propianino.ru качество уроков постоянно повышается :)
Будьте добры, если можно, опубликуйте нотный стан с аккордами, которые нужно сыграть по цепочке, используя обращения.
В уроке есть цепочки аккордов, которые надо играть, используя плавное голосоведение. Нотами они не записаны сознательно, для того, чтобы обучающийся проделал это самостоятельно (это часть задания), и в уроке это было оговорено. Тяжело в учении - легко в бою :)
Автору сайта огромное спасибо за внятный и последовательный материал.
Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino
Почему в аккорде до-диез мажор записан ми-диез? В смысле, почему не написать чистое фа? Существует какое-то правило записи нот?