Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли)  будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон — 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

В этой тональности, как видите, используются «чёрные» клавиши Фа # и До #

Ми-мажор

 

Ля-мажор

Си-мажор

 

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

 

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми — Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # — Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это — один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы — прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок  под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Посмотреть комментарии

  • великолепные уроки! совсем не похожие на другие он лайн уроки! очень жду продолжения
    Может еще коротенькие видео появятся? минут на пять, исключительно для примеров, тех же тактов

    • К сожалению, пока материальные ресурсы не позволяют нам готовить видео-уроки. Надеюсь, когда-нибудь ваше пожелание сбудется :)

  • Здравствуйте! Это просто великолепные уроки!! Спасибо вам! Каждый урок не изматывает, а вдохновляет! Очень-очень жду новых уроков!:) А когда они будут?

    • Спасибо, Юлия!)
      Со следующей недели ожидайте появления новых уроков.
      Успехов Вам в обучении!

  • Спасибо за уроки! Очень интересная и легкая манера подачи материала. Учу заново давно забытое уменье...
    Небольшие видео были бы только в помощь, например, по тем же интервалам, тонам и полутонам.

  • Автор,поясни следующее, плиз... Когда я беру чистую кварту в Фа мажоре ( ведь каждый итервал может находится в определенной гамме, так? ) , это значит , что я нажимаю ноты Фа и Ля диез разом? Или это значит что я нажимаю ноты Фа, Соль, Ля и Ля диез?

    • Интервал – это расстояние между двумя нотами. В кварте 2,5 тона, её можно взять от любой ноты. Если это будет от ноты "Фа", то конечной будет нота "Си-бемоль", но не "Ля-диез". Хоть по звучанию они и одинаковые, но по написанию – совсем разные. А в теории гармонии это имеет очень большое значение. При составлении интервалов учитывается не только то, сколько в нем содержится тонов, но и то, сколько в нем ступеней. В кварте их 4. А если взять интервал "фа-ля#", то это будет уже увеличенная терция. Терция, потому что в интервале 3 ступени, а увеличенная, потому что в большой терции 2 тона, а здесь на пол тона больше.
      Да, и еще: в Фа-мажоре нет ноты Ля-диез, есть только Си-бемоль. Повторюсь, что в музыке, как и в русском языке, написание имеет большое значение.

  • Но, автор, в твоей схеме с интервалами нет такого понятия, как увеличенная терция! Есть только БОЛЬШАЯ терция и в ней всего два тона ( н-р, от Фа до Ля ) Почему "увеличкнной терции" нет в схеме, если она существует?? Про несуществование Ля-диез в Фа мажоре понял, спасибо.

    • Вопрос закономерен.
      Каждый интервал определяется двумя величинами – количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал (прима=1 ступень, секунда=2 ступени, терция=3, кварта=4, квинта=5, секста=6, септима=7, октава=8). Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал (это есть в таблице Урока).
      По качеству интервалы начинают делиться на малые, большие и чистые. Чистыми интервалами являются прима (ч1), кварта (ч4), квинта (ч5) и октава (ч8). Все остальные могут быть малыми и большими (м2, б2, м3, б3, м6, б6, м7, б7). Все вместе они называются "Диатоническими интервалами".
      Каждый интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на полутон одной из образующих его нот. Для этого таблицу составлять не надо. Эти интервалы являются "Хроматическими". На первых порах они Вам не понадобятся.
      Зачем нужны знания о диатонических интервалах? Для того, чтобы в дальнейшем можно было понять, как строятся различные виды аккордов.

  • И еще- как играется интервал? По крайним клавишам, или зажимать надо все клавиши в интервале?

    • Как измеряется длина? Берутся две крайние точки. Интервал - это тоже расстояние. Конечно, по крайним клавишам, которые берутся одновременно или последовательно.

      • все понял, большое спасибо за терпение в разъяснении.. Буду дальше внимательно изучать твои уроки.

  • Зачем нужны эти интервалы и как их понять?? Я вообще ни во что не въехала(( Помогите, снова

    • Это пока надо просто выучить наизусть. А зачем - это объясняется в следующих уроках. Без знания интервалов, конечно, можно будет тупо играть по нотам, но не более.

      • Хорошо, буду следовать вашим указаниям)) Спасибо)

  • Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как играется си-мажорная гамма для левой руки? В общем порядке, описанном в первом уроке, совсем не удобно. И сохраняется ли указанный вами в первом уроке порядок игры ре, ми, ля-мажорных гамм для левой и правой руки или существуют какие-нибудь нюансы? Спасибо за ответ.

    • Си-мажорную гамму вам играть еще рано. Пальцы для игры этой гаммы даны в таблице урока №8.

  • А вы можете показать как делать интервальную дорожку?

  • помогите мне пжалйуйста получается так что 3,5 ступени это 4 тона и так далее

    • Не совсем понятен вопрос. Ступени не бывают с половинным значением. Ступеней всего семь – I, II, III, IV, V, VI, VII, и обозначаются они только латинскими цифрами. 4 тона содержит в себе интервал малой септимы (м6). Но при этом если говорить о количестве ступеней в интервале, то 3 ступени в себе содержит терция – они бывают малыми (1,5 тона), большими (2 тона), уменьшенными (1 тон) и увеличенными (2,5 тона)

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад