Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)


Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.

Что для этого надо уметь?

  1. Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
  2. Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
  3. Делать обращения аккордов.
  4. Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.

Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).

Обращение аккордов

До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.

В до-мажорном аккорде (С):

  • До – это основной тон
  • Ми – это терция
  • Соль — это квинта

Надеюсь, все понятно?

Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.

Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.

Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.

Что дают нам эти знания? А вот что:

  • Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
  • Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом

Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).

Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.

Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.

Выглядеть это должно примерно так:

Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.

Вот пример, как это должно выглядеть:

А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:

  • В До-мажоре — C — Em — Dm — G — C — Em — Am — Dm — F — G — C
  • В Ре-мажоре — D — Hm — Em — A — Em — G — A — D
  • В Фа-мажоре — F — B (это си-бемоль) — C — F — Dm — Gm — B — C — F
  • ну и в Соль-мажоре — G — Em — C — D — G

Напомню:

  • большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
  •  большая латинская буква с маленькой буквой «m» — это минорный аккорд
  • мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный — наоборот — м3 + б3
  • латинское обозначение аккордов: C (до) — D (ре) — E (ми) — F (фа) — G (соль) — А (ля) — H (си) — B (си бемоль)

Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.

Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,

на каких ступенях строятся аккорды:

Аккомпанемент

Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?

До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».

Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами — кардинально.

Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает

— в быстром темпе — напряжение, ожидание какой-то развязки или — реже — воодушевление, приподнятость

— а в медленном темпе — либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца

— полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения — прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.

Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:

— когда берется бас и оставшаяся часть аккорда

— бас и аккорд целиком

— бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)

— ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.

Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.

Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:

Пример:



Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.

Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:

  • выучите только мелодию в верхнем голосе;
  • выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
  • поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
  • соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
  • добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.






Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем (), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль (), которые повышают и понижают ноту на целый тон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 14
  1. Юрий

    Привет !Скажите , а можно ли весь курс скачать одним файлом ? Спасибо.

  2. superadmin (автор)

    7-ой урок — это еще не весь курс :) Когда курс будет закончен, подумаем над вашим предложением.

  3. Darina

    а можно побольше нот

  4. superadmin (автор)

    Лучше меньше, но качественней. Если хотите много, можете покопаться в Каталоге нот, там есть примеры, в которых или мелодия+аккорды, или несложная аранжировка популярных композиций, или, на выбор, вечная классическая музыка, которая требует многих часов занятий за фортепиано.

  5. Юрий

    Привет ! Стесняюсь спросить — а Восьмой урок будет ? Вас не закрыли под горячую руку ?

  6. superadmin (автор)

    А за что нас закрывать и кому? Восьмой урок будет.

  7. Юрий

    Ждем ! Спасибо !

  8. Михаил

    Классный сайт, только не большой момент в уроке №5 где указаны мажорные и минорные трезвучия, если Я не ошибаюсь то:
    Мажорное трезвучие это когда первая терция большая, вторая малая, До — Ми — Соль
    Минорное когда первая малая, а вторая большая До — Ми(b) — Соль
    если конечно от основного тона считать :)

  9. superadmin (автор)

    Приношу свои извинения и спасибо, Михаил, что обратили внимание на такую серьезную и досадную ошибку. Всё исправлено.
    P.S. Благодаря гостям сайта https://propianino.ru качество уроков постоянно повышается :)

  10. Наталия

    Будьте добры, если можно, опубликуйте нотный стан с аккордами, которые нужно сыграть по цепочке, используя обращения.

  11. superadmin (автор)

    В уроке есть цепочки аккордов, которые надо играть, используя плавное голосоведение. Нотами они не записаны сознательно, для того, чтобы обучающийся проделал это самостоятельно (это часть задания), и в уроке это было оговорено. Тяжело в учении — легко в бою :)

  12. Алекс

    Автору сайта огромное спасибо за внятный и последовательный материал.

  13. superadmin (автор)

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino

  14. Сергей

    Почему в аккорде до-диез мажор записан ми-диез? В смысле, почему не написать чистое фа? Существует какое-то правило записи нот?

Добавить комментарий