Уроки фортепиано для начинающих (Урок 1)

Соберитесь с духом — настало время приступать к обучению! Перед тем, как сесть перед инструментом, оставьте весь негатив где-нибудь в стороне и максимально сконцентрируйтесь. Казалось бы, простые, на первый взгляд, вещи ещё успеют преподнести вам множество сюрпризов, но самое главное – не падайте духом, если у вас что-то не получится с первого раза. Второе важное наставление – не спешите, Москва тоже не сразу строилась.

В принципе не столь важно, на каком виде клавишных инструментов вы будете проходить своё обучение, но я бы настоятельно рекомендовал вам всё же остановить свой выбор именно на пианино: синтезаторы, хоть и компактнее, но имеют существенный недостаток – у большинства из них клавиши уменьшенного типа, они не полновесны и вы не будете чувствовать «отдачи» и, плюс ко всему, они часто ограничиваются тремя-четырьмя октавами.

Зачастую у тех людей, которые могут быстро и свободно играть на синтезаторе, появляются проблемы с тем, чтобы исполнить те же самые партии на фортепиано, зато в обратную сторону это правило будет действовать соответственно: тем, кто играл на пианино, синтезатор покажется куда более простым для исполнительства.

И ещё, сразу вас зарекаю – ограничьтесь пока только этим уроком нашего Самоучителя, не забывайте, что это всего лишь пианино для начинающих. Не стоит за день сразу же пытаться объять необъятное – это принесёт только вред. Даже было бы лучше, чтобы вы несколько дней повторяли только тот материал, что усвоите отсюда. А когда вы будете готовы, то почувствуете это сами.

Ноты и клавиши

Блиц – быстро нажмите на клавишу с нотой Ля!

Готов поспорить, у вас это не вышло. Впечатление, что раз клавиши пианино расположены в порядке До Ре Ми Фа Соль Ля Си, то разобраться в них не стоит труда – это глубочайшее заблуждение. Про чёрные клавиши я и вовсе молчу!

Расположение нот на клавишах пианино

Расположение нот на клавишах

Посмотрите внимательно и запомните – это основы основ, которые вам нужно будет знать в первую очередь. Сыграйте ноты, называя их, со временем вы сможете мгновенно определить нахождение любой ноты, в будущем, когда вы начнете изучать аккорды, вы еще не раз скажете мне спасибо, что акцентировал ваше внимание на такой, казалось бы, легкотне.

Не бойтесь, я не забыл про чёрные клавиши, но тут понадобится уже небольшое вникание в теорию, но ведь нужно же с чего-то начинать?

На данном этапе вам уже необходимо знать понятие интервал. Интервалы – это разница между двумя звуками определённой высоты.

Знаки альтерации — изменения высоты тона звука

Полутон — наименьшая единица в измерении интервалов. На фортепиано это, к примеру, клавиши До и До Диез,  при отсутствии черных клавиш полутоном будет соседний звук, как Ми и Фа, например. Кстати, на струнных инструментах полутоном будут соседние лады по  одной общей струне.

Расположение полутонов на клавишах пианино

Расположение полутонов на пианино

Нет, # – это не значок тонального набора на телефоне. Диез (#) и Бемоль (b) являются так называемыми знаками альтерации, обозначающими повышение и понижение на полутон определённой ноты. Так, бемолями и диезами будут являться не только ноты на чёрных клавишах:

Ми # = Фа Фа b = Ми Си # = До До b = Си Как было сказано ранее, повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Знаки альтерации

Знаки альтерации

Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез — повышает высоту ноты на полтона Бемоль — понижает на столько же Дубль-диез — повышает на целый тон Дубль-бемоль — понижает на столько же Бекар — отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой. Знаки альтерации могут быть разного радиуса действия — «ключевые» и «встречные» или «случайные». Первые ставятся сразу целой группой рядом с ключом, справа от него, каждый на своей линейке. Всегда в определенном порядке. Диезы при ключе записываются так:

Диезы

фа-до-соль-ре-ля-ми-си

 

Бемоли при ключе записываются в таком порядке:

Бемоли при ключе

си-ми-ля-ре-соль-до-фа

Ключевые знаки действуют на все ноты по своей линейке, которые могут встретиться на протяжении произведения, и даже невзирая на октаву. Например, ключевой диез «фа» будет повышать все поголовно ноты «фа», во всех октавах и на всей длине пьесы.

Встречные же знаки действуют только на своей линейке, только в своей октаве и только в течение ОДНОГО ТАКТА (как дорожные знаки действуют только до первого перекрестка). Например, встречный бекар может отменить действие даже ключевого знака, но только на текущий такт и только на этой линейке. Встречные знаки ставятся слева от головки той ноты, которую требуется альтерировать. Это видно на нижеследующем рисунке.

Встречные знаки

Встречные знаки

Итак, общее представление о знаках альтерации у Вас, я надеюсь сложилось. Остается только добавить, что тон является следующей по старшинству величиной после полутона.  Ну об этом, думаю, вы уже догадались :-) Тон = 2 полутона То есть нотой на тон выше от До будет Ре, а нотой на тон выше от Ми будет Фа #.

Запомните информацию, данную выше – она не очень сложна, но нужна будет повсеместно. А воспользуемся мы ею незамедлительно! Постараюсь все опять же изложить максимально доступно.

Музыкальные гаммы: играем гамму До мажор и другие

Гармония –приятная для нашего слуха слаженность нот. Тональность – это набор определённых нот, подчинённых одной главной ноте.

Как найти тон или полутон на клавишах пианино

Тон и полутон

Первое, что вам потребуется знать, опираясь на полученные знания – построение мажорных гамм.

Гаммы — это ноты, которые располагаются в определенном порядке. Детям часто объясняют различие между мажором и минором как «веселая» и «грустная» гамма соответственно, но это нельзя назвать полностью верным – ничто не мешает делать грустные песни в мажоре и наоборот. Вот основные их признаки:

—  Гаммы построены из 8 нот — Первая и Восьмая, последняя, ноты совпадают по названию, но по высоте разные (чистая октава) — Ноты играются в строгой очерёдности, минимальное расстояние между ними – полутон, а максимальное – тон.   Запоминайте внимательно, с помощью этой простой формулы вы сможете сыграть любую мажорную гамму:   Тон — Тон — Полутон — Тон — Тон — Тон – Полутон  Чтобы было проще: 2 Тона – Полутон – 3 Тона – Полутон

До мажорная гамма играется проще всего и очевиднее – по всем белым клавишам подряд от До до До (да, в этом предложении слишком много До, но c’est la vie!).

На первом этапе вам понадобится знать 3 гаммы: До мажорную, Соль мажорную и Фа мажорную.

  Играются мажорные гаммы следующими пальцами: Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → («подворачиваете» большой палец) → Большой (1) → Указательный (2) → Средний (3) → Безымянный (4) → Мизинец (5)   Потом обязательно играйте в обратную сторону в обратном порядке: Мизинец (5) → Безымянный (4) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1) → («перебрасываете» средний (3) палец на позицию перед большим пальцем(1)) → Средний (3) → Указательный (2) → Большой (1)

Нумерация пальцев у музыкантов

Нумерация пальцев у музыкантов

Важно! Крайне желательно играть гаммы в 2 октавы, а выглядеть это будет следующим образом:   Для правой руки (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5) И потом, соответственно, в обратную сторону: (5) → (4) → (3) → (2) →  (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1)   Для левой руки (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Внимание: из всех правил есть исключения, в данном случае всё так и будет, но об этом позже. Фа мажорная гамма будет играться по другому принципу.

Чтобы вы не запутались окончательно, посмотрите на картинки ниже – уж после них у вас точно не должно оставаться вопросов!

До мажор (C dur) – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Гамма C dur – без знаков альтерации

Соль мажор (G dur) – знак альтерации один – Фа #

Гамма G dur

Гамма G dur с знаком альтерации Фа #

Фа мажор (F dur) – знак альтерации один —  Си b

Вот  то самое исключение из правил! Если вы попробуете поиграть по заданной схеме эту гамму, то сами поймёте, насколько это неудобно. Специально для неё при игре правой рукой (только правой, левой всё играется как обычно!!!) используется другая очередность пальцев:

Для правой руки: 

(1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (4)

И потом, соответственно, в обратную сторону:

  (4) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) → (2) → (1)

Для левой руки: (5) →(4) → (3) → (2) → (1) → (3) → (2) → (1) → (4) → (3) →(2) → (1) → (3) → (2) → (1) Обратно, как вы уже, надеюсь, поняли и запомнили, по тому же принципу: (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (1) → (2) → (3) → (1) → (2) → (3) → (4) → (5)

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Гамма F dur – знак альтерации Си b

Для начала отточите и хорошо запомните, как играются эти гаммы, следующий урок пианино будет посвящен основам нотной грамоты.

Не старайтесь сразу играть гаммы очень быстро, старайтесь лучше делать это ритмично, мозг запоминает информацию лучше, если учиться делать что угодно именно с медленной скоростью. Впоследствии скорость появится сама, сначала важно довести всё до автоматизма.

Играя гаммы, вы сможете уже так же свободно, не задумываясь, направлять ваши пальцы, легко будете импровизировать с другими музыкантами или сочинять собственные мелодии.

Удачи вам в этом нелегком первом этапе освоения игры на пианино для начинающих!

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *

  1. ололошка:

    ничего не понимаю :(((

    • admin:

      Ололошка, совсем-совсем ничего? Или же непонятно что-то конкретное?

  2. Aekanta:

    Не понятно как гаммы играть,остальное ясно все.

  3. admin:

    Играть пальцами :) номера пальцев даны в уроке. Правда, на Фа мажорную гамму нужны другие пальцы: для правой 1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-4 и обратно 4-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1 и для левой 5-4-3-2-1-3-2-1-4-3-2-1-3-2-1 и обратно 1-2-3-1-2-3-4-1-2-3-1-2-3-4-5.

  4. Здравствуйте!Гамма ДО мажор для левой руки,там идет обычный порядок ,потом обратный .Может там указано наоборот?

    • admin:

      Добрый день!
      В урок закралась ошибка, и благодаря Вашей внимательности она выявлена и исправлена.
      Приносим свои извинения за причиненные неудобства.

  5. Aekanta:

    Спасибо,проще все стало.

  6. farruh:

    Огромное спасибо автору этой великолепной статьи для начинающих на фортепиано! И здесь все внятно и понятно даже первокласснику!Хотя я не профессионал на фортепиано, но первый урок практики дал мне возможность потренировать пальцы и заучить ноты! Конечно, если не профессиональному человеку захотеть играть на фортепиано, думаю у него все получиться, главное захотеть и интерес к достижению своей личности!!! Благодарю!

  7. Антоха:

    Водяные знаки «propianino» лучше стереть с иконок, так как развернув на полный экран, мы перестаём видеть текст с очерёдностью номеров пальцев (кому надо, всё равно украдут и картинки, и текст уроков) Или на открывающихся больших изображениях подпишите номера пальцев прямо на клавишах, в какую сторону и рука л. или п., будет значительно удобнее

    • admin:

      Стереть водяные знаки с картинок нам будет гораздо сложнее, чем вам выписать для себя очередность номеров пальцев. Заодно и выучите :)

    • admin:

      Уважаемые гости нашего сайта! Хотим сообщить всем вам, а также специально пользователю Антохе о том, что сайт propianino.ru является некоммерческим проектом, созданным и поддерживающимся за счет личных средств энтузиастов. Все комментарии, по мнению создателей сайта propianino.ru, являющиеся некорректными по тону, носящие оскорбительный, провокационный или обвинительный характер, будут незамедлительно удаляться.

  8. SIBEL:

    Я ОЧЕНЬ сложно понимаю. В первом уроке проигрываются только белые клавиши?

    • admin:

      Там, где есть знаки альтерации — нужно играть и по черным клавишам.

  9. Александр:

    спасибо большо сайту. Второй или третий день читаю и только сейчас все понял на отлично=)

  10. Александр:

    вопрос у меня только один… Допустим мелодия состоит из четырех нот: Соль, Ля, Фа и Ми бемоль… Что у меня получается, 2 тона? Правильно ли я все думаю и делаю?)
    P.S. Может быть мне рано спрашивать второй вопрос в этой статье, но хочется понять, правильно ли я все понимаю.

    • admin:

      Думаете неправильно. Спрашивать действительно несколько рано. Понятие интервала подробней раскрывается в следующем уроке. Но главное, что надо усвоить, это то, что расстояние в интервалах измеряется между двумя рядом стоящими или одновременно взятыми нотами. В приведенном примере ситуация складывается примерно так:
      между Соль и Ля – 1 тон
      между Ля и Фа – 2 тона
      между Фа и Ми бемоль – 1 тон

  11. Паша:

    Скажите пожалуйста,бемоли какими пальцами играть?

    • admin:

      Судя по всему, речь идет о черных клавишах. Смотря в каком контексте появился бемоль или диез (без разницы). Если речь идет о гаммах, то в приведенных в уроке №1 фа мажорной гамме на ноту си-бемоль и в соль мажорной гамме на ноту фа-диез в правой руке приходится 4 (безымянный) палец, а в левой 2 (указательный) палец. А если Вы имеете ввиду встречающиеся в пьесах черные клавиши, то смотрите по удобству, пробуйте разные варианты, и подписывайте над нотами более удобные Вам. Одно скажу наверняка: большим пальцем на черной клавише сыграть точно нельзя :)
      P.S. Открою один секрет: нота фа-бемоль равна ноте ми и нота до-бемоль равна ноте си ;)

  12. Елена:

    Спасибо разработчикам и энтузиастам! Отличный сайт. Я пересмотрела множество сайтов и программ по обучению для начинающих. Ваш сайт самый простой (по изложению материала) и удобный в пользовании.
    Для начинающих совет: не форсируйте события, не пытайтесь сразу все понять. Акцентируйте внимание на том, что поняли, затем закрепите это, а потом продвигайтесь дальше. Главное желание и постоянство.
    P.S. Дорогу осилит идущий!

    • admin:

      От таких слов на душе становится радостно :) А когда кто-либо рекомендует наш сайт в соц. сетях — становится еще радостнее :) Кстати, почему-то это происходит крайне редко. А жаль! Хотелось бы, чтобы про нас узнало как можно больше хороших, стремящихся к самосовершенствованию, людей.

  13. маладой:

    ничего не понятно ..(

  14. Виталий:

    Не могу понять как играется соль мажорная гамма. С какой ноты начинается ?

    • admin:

      Предположим, что с какой ноты играется до-мажорная гамма, вы знаете. Тогда, если включить логику, и зная то, что до-мажорная гамма играется от ноты до, то соль-мажорная, соответственно, от ноты соль, а фа-мажорная от ноты фа и т.д.

      • Виталий:

        Спасибо! На меня просто вчера помутнение нашло! После того, как я оставил пост я понял как играется все :)
        Только фа мажор сложновато играть в две руки будет, так как незеркально получается.

  15. Dm:

    Отличный сайт, жалко, что вчера не работал.

    • admin:

      Спасибо за вашу оценку, Dm! Вчера мы переносили сайт на новый, более надежный, хостинг. Надеемся, что теперь все будет работать без сбоев :)

  16. Марина:

    Спасибо большое за помощь)) Этот сайт просто супер, всё объясняется доступно)) Спасибо большое автору за уроки, мне очень помогают))

  17. Артем:

    Доброго времени суток. Не понимаю кое-что. Мажорные гаммы можно сыграть по счету 2 тона-полутон- 3 тона- полутон. Для До гаммы я посчитал и все сошлось, для Фа гаммы почти сошлось, а вот с Соль гаммой… печаль-печальная. Объясните, пожалуйста.

  18. Артем:

    Простите, сейчас пересчитал в N-раз и все понял.

    • admin:

      Это хорошо, Артем!

      • Алексей:

        Добрый день, объясните, пожалуйста, логику формирования мажорной гаммы. В уроке указана формула тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
        Почему тогда До мажорная гамма, которая по-логике начинается с До, играется по всем белым клавишам? По формуле получается До-Ре-Ре#(черная клавиша)-Ми-Фа-Соль-Соль#(черная клавиша). Проясните пожалуйста. Спасибо.

        • admin:

          Именно тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон, а цепочка из таких нот До-Ре-Ре#-Ми-Фа-Соль-Соль# — это тон-полутон-полутон-полутон-тон-полутон. Вот что получилось.
          между До и Ре — тон
          Ре и Ми — тон
          Ми и Фа — полутон
          Фа и Соль — тон
          Соль и Ля — тон
          Ля и Си — тон
          Си и До — полутон

  19. Анатолий:

    Классный и качественный сайт! Узнал много нового, чего не видел в предыдущих самоучителях.Спасибо)))))

  20. Аня:

    Воппрос от чайника.
    Как найти на пианино клавиши До, Ре, Ми, Фа…?

  21. Ернар:

    Автор, объясни пожалуйста ключевые знаки пишутся возле ключа?а встречные только непосредственно перед нотой? Правильно я понял? И еще вот вы пишете что диезы повышают ноту на полтона, а бемоль наоборот, что например ми диез- нота фа,а фа бемоль-ми.но в чем разница?Какая разница писать фа бемоль,если можно написать просто ми? может я что-то не понял??

    • admin:

      Дорогие гости сайта propianino.ru ! Многие ваши комментарии по ошибке попали в Спам, в связи с чем отвечаем с запозданием.
      Да, Ернар, ключевые знаки пишутся возле ключа. Разные знаки в разных тональностях. Например, в тональности фа# мажор нет ноты фа, а есть нота ми#. Это можно сравнить с написанием слова «счастье» или «щастье». Говорим «щастье», пишем «счастье» – почему? Есть определенные правила — если их не соблюдать, получится путаница. В определенных тональностях есть определенный набор звуков, подчиненных главной ноте – тонике. Этот набор нот задается сразу: при ключе пишутся диезы и бемоли, действие которых распространяется на все ноты, обозначенные при ключе. Для нот, не входящих в состав тональности, предназначаются встречные знаки.

  22. Юрий:

    Уважаемым разработчикам ! Когда же можно будет все уроки скачать на бумагу ? Не удобно играть на синтезаторе и заглядывать в ноутбук !В остальном — благодарность за сайт !!!
    Спасибо .

  23. Иван:

    Благодарю за достаточно простое объяснение. Надеюсь, что я наконец-то научусь играть на фоно, очень жалею, что упустил время в детстве)

  24. Марина:

    Спасибо за уроки! Гаммы отскакивают как от зубов)))) Все очень понятно и пока что просто.

  25. Алина:

    Дорогой автор, приветствую. Спасибо, все очень понятно, с гаммами тренируюсь -честно скажу получается. НО уменя один вопрос к бекару- что это? и как можно его сыграть.

    • admin:

      Перечитайте урок внимательней, там есть ответ на этот вопрос. Бекар – отменяет действие предыдущего знака на той же линейке. Нота становится чистой.

  26. Алина:

    а как понять чистой?

  27. Викуся:

    блин помогите научиться играть колыбельную для Беллы из сумерек…очень хочу ее научиться играть…

    • admin:

      А какой у вас уровень мастерства игры на ф-но? Уровень должен быть уже не новичка.

  28. наталинда:

    дорогой автор, я хочу научиться играть на синтезаторе(на фортепиано нет возможности) научиться хочу для себя, но если честно чего то я не догоняю, хотя и читаю данную статью впервые но все равно спасибо за инфу на других сайтах этого нет, ладно буду сидеть вникать!

  29. регина:

    класс,чётко и понятно!!!

  30. Us:

    Очень хороший урок!!! я давно хотела научится, зашла на другой сайт а там все запутано и непонятно… И потом зашла на этот сайт с 1 же урока начала и узнала много нового!!! Спасибо автору!!! Вы великолепны!!!!!!:)

  31. Milka:

    Добрый день!Подскажите,пожалуйста,я никак не могу понять,почему нотой на тон выше ми,будет фа диез,а не просто фа???

    • admin:

      Пол тона – это расстояние между двумя, стоящими рядом, клавишами, при этом не важно, между какими клавишами считается расстояние – между белой и черной, черной и белой, белой и белой. Тон – равен двум полутонам. Между до и ре есть черная клавиша, поэтому расстояние между ними 1 тон, а между ми и фа, как и между си и до нет черной клавиши, поэтому расстояние между ними – пол тона. Поэтому, чтобы получить 1 тон от ноты ми – к фа надо прибавить еще пол тона, вот и получается 1 тон = ми-фа# или си-до#.

  32. Мэри:

    Сайт супер! С первого раза все поняла!Спасибо!

  33. Мэри:

    Пожалуйста подскажите, где можно скачать ноты «Ригодона»?

  34. Сергей:

    А гаммы лучше играть в две руки или по очереди — левой-правой? И если в две руки играть, то разницу между левой и правой руками одну октаву держать или две?

    • admin:

      Гаммы лучше играть каждой рукой отдельно, а потом соединять руками. Расстояние между руками – 1 октава.

  35. Гала:

    И подскажите, плз, когда играю гаммы двумя руками обеими нужно играть слева-направо? А то я правой рукой играю слева- направо, а левой через октаву справа-налево.

    • admin:

      :) Необычно играете… и как? получается?
      Гаммы играют:
      1) каждой рукой вверх и вниз (т.е. слева – направо, и справа – налево)
      2) двумя руками одновременно, руки расположены через октаву, вверх и вниз
      3) если получается, то можно играть противоходом, т.е. правая рука начинает играть с четвертой октавы, а левая с большой октавы. Руки движутся навстречу друг другу, доходят до той ,точки, где расстояние между руками будет 1 октава, и далее идут в обратную сторону.

      Гаммы играются в 4 октавы

  36. Ваня:

    Извините, но ничего не понял.

  37. Даша:

    А потом нужно играть обеими руками одновременно?? У меня никак не плучается…(((

    • admin:

      Значит, мало играли одной рукой. Играть раздельно каждой рукой надо до тех пор, пока не будет получаться уверенно, без запинок, а потом уже в очень медленном темпе соединять двумя руками.

  38. Дореми:

    Никогда не интересовалась музыкой, не танцую , не пою, подозреваю, что у меня отсутствует слух или как говорят медведь на ухо наступил. Но в последнее время (а мне далеко за 50) внезапно полюбила классическую музыку и даже захотелось поиграть на пианино. Купила книгу по музыке для младшего школьного возраста, возникли вопросы и решив найти ответы в интернете с первого же раза открыла ваш сайт, прошла первый урок. Все мне понятно, кроме радиуса действия знаков альтернации: ключевые, встречные и случайные. Спасибо большое! Я присоединяюсь ко всем одобрительным высказываниям в пользу вашего сайта. Жду ответа

    • admin:

      Рады за Вас!:)
      Ключевые знаки распространяют свое действие на все ноты в любой октаве на протяжении всего произведения. Т.е. если при ключе фа-диез, то этот диез распространяет свое действие на все ноты фа данного произведения.
      Встречные, они же случайные, знаки действуют лишь на собственной линейке, в «родной октаве» и только в том такте, где они необходимы. Такие знаки показывают, что все ноты этого уровня (одинаковые) необходимо повысить или понизить (диез или бемоль). Встречный знак отменяет действие ключевого знака только в такте, где он встречается.

  39. Дореми:

    Большое Спасибо автору! Очень признательна за понимание! Так быстро ответили! После второго урока каким-то чудесным образом ситуация с знаками альтерации стала понятной. Видимо уроки составлены корректно вполне доступно. Желательно продолжать в этом же стиле, хотя чувствуется будут сложности. По мере нарастания уроков. Нужна ли будет дополнительная литература по музыкальным терминам? Прошла 3 урока без пианино. На семейном совете поставила вопрос о приобретении пианино. Как скоро этот вопрос решится не знаю, поэтому пока разучиваю гаммы на айпаде внука. Продолжать ли посещать уроки пока нет пианино? Спасибо за внимание!

    • admin:

      На пианино надо продолжать учиться обязательно. Просто не торопиться, а выполнять задания вдумчиво и все выучивать. На первых уроках достаточно даже игры на столе с нарисованной клавиатурой. Единственный минус отсутствия пианино – это то, что новичок не сможет адекватно воспроизвести правильную технику удара по клавишам, а так на первых порах основной задачей является теория: выучить расположение нот в скрипичном и басовом ключах, длительности нот, ну и все остальные нюансы нотной грамоты. Также можно потренироваться строить аккорды на бумаге, а потом уже подключить их игру на пианино.

  40. Александр:

    Извините не могли бы вы До мажорную гамму написать по нотам так же если вам не составит это труда Соль мажорную и Фа мажорную буду очень вам благодарен просто не смог воспользоваться формулой мажорной гаммы заранее вам благодарен

    • admin:

      Александр, постараемся в скором времени добавить ноты, а то, конечно, сложно начинающим разобраться во всех этих хитросплетениях нот и пальцев.

    • Дмитрий:

      Привет.
      Вам названия нот или на нотном стане нарисовать?

  41. Daman:

    Дмитрий Трушков
    Ничего сложно, представьте например ноту находящуюся между первой и второй линией(если считать сверху), представили? Эта нота будет называться МИ….. Вообще, лучше в комментах подсказывать понятнее. Я сам играю на многих инструментах, и читаю ноты с листа, но с трудом разобрался в данном комментарии-подсказке. Потому что привык, что первой линии сверху не бывает, и первой снизу не бывает, как не бывает и первой в середине нотоносца. Первая линия — она и есть просто первая линия. На ней пишется нота МИ первой октавы в скрипичном ключе.А «первая сверху» — никакая она не первая, а ПЯТАЯ.Просто такими подсказками можно ещё больше запутать человека. Человек, похоже, понял, но только именно потому, что впервые взялся за ноты. И очень желательно, чтобы с самого начала привыкал к ПРАВИЛЬНЫМ терминам. Второе, в комменте — в ключе никогда диез для МИ не ставиться. Пример совершенно неудачный. Для начинающего тем более. Случайный диез — да, но не в ключе. Потому что диез повышает ноту на пол тона, а между МИ и ФА — всего пол тона. Как и между СИ и ДО. Во всех остальных случаях — тон, т.е. 2 полутона. И если попадается случайный диез в партии — то МИ диез — это не что иное, как ФА чистое. Как и СИ диез — это ДО чистое. Иногда так нужно обозначить по ходу партии. Но это уже другая история :-)

    • admin:

      Где то, о чем идет речь в комментарии? где это в уроках?

  42. Daman:

    Впрочем, пардон, по поводу ключевого диеза для МИ — это я погорячился :-) Таковой существует, конечно. :-) Приношу свои извинения.

  43. admin:

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino

Наверх

MAXCACHE: 0.98MB/0.00022 sec