Почему квинтовый и почему круг?


Знаки - диезы и бемоли Этот урок скорее предназначен для тех, кто уже обучается в музыкальной школе или даже училище. Из многолетней практики могу сказать, что квинтовый круг тональностей – та тема, которая никак не усваивается учениками, из-за чего возникают проблемы с освоением материала и исполнением какого-либо произведения.

Да-да, не зная, в какой тональности мы играем, крайне трудно сориентироваться, и играть его почему-то трудно. Поэтому прежде чем исполнить какую-то пьеску, надо определить, в какой тональности она написана. Поверьте, в этом случае вы разберете ее куда более быстро.

Итак, что такое тональность, мы подробно говорили в этой статье, а сейчас я объясню вам систему, по которой они расположены. Если говорить простым языком, в каждой тональности есть какие-то знаки, то есть играя гамму или пьесу, мы задействуем и черные клавиши. А вот какие именно, в этом поможет разобраться стройная и логичная система – квинтовый круг тональностей.

В изучении теории музыки есть моменты, которые надо понять, а есть та информация, которую надо просто зазубрить, как стишок. Так вот ниже приведенное правило в картинке надо зазубрить.

Порядок присоединения ключевых знаков всегда только такой:

Если вы заметили, то это одна и та же последовательность, которая читается с двух сторон: в одну сторону – диезы, в обратную – бемоли. Ее надо зазубрить в обоих направлениях.  На нотном стане оно выглядит так:

Теперь ответим на первый вопрос: почему квинтовый?

Тональности с диезами при ключе

Вот следующее правило, которое надо просто запомнить:

С каждой построенной вверх квинтой прибавляется один диез

На картинке это выглядит так:

Начинаем от До мажора (или ля минора, об этом чуть ниже) и идем по часовой стрелке.

Мы знаем, что в до мажоре и ля миноре нет знаков. Это аксиома, которую надо запомнить. Впрочем, все начинающие и так знают до мажор, потому как он играется только на белых клавишах, что весьма удобно. Итак, до мажор. Если мы построим квинту от «до» вверх, то получим ноту соль. Так вот, в соль мажоре будет уже один диез. Какой? Смотрим выше на порядок присоединения диезов – первый диез – фа. Значит, в соль мажоре – фа диез. И когда будем играть гамму соль мажор, ноту фа в ней повышаем и вместо белой клавиши будем играть черную.

Теперь строим квинту от соль вверх (мы же в тональности соль мажор остановились). Получается нота ре. Вот в ре мажоре уже два диеза – каких? Смотрим на порядок диезов – первые два – это фа и до.

  • От ре строим еще одну квинту, получаем ноту ля.
  • В ля мажоре уже три диеза – фа, до, соль. Именно они первые три.
  • От ля – очередную квинту – получается нота ми.
  • В ми мажоре уже первые четыре диеза – фа, до, соль, ре.
  • От ми – квинта вверх и получится нота си – в си мажоре 5 диезов – фа, до, соль, ре, ля.
  • Квинта от си – и новая тональность фа диез (почему не фа – почитайте здесь) – фа диез мажор – 6 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми.
  • И последняя квинта от фа диеза – до диез.

Вот и получилась тональность до диез мажор – 7 диезов – фа, до, соль, ре, ля, ми, си. О как. Справедливости ради хочу сказать, что тональности с 7 диезами в практике встречаются нечасто, но бывают.

То же самое произойдет, если  мы будем строить квинты в минорных тональностях, взяв за исходную точку ноту ля – именно там 0 знаков.

  • Строим квинту от ля – получается тональность ми минор. В ми миноре один диез. Какой? Смотрим на порядок – фа – первый диез.
  • От ми еще одна квинта и получим си минор, в которой будет уже два диеза – фа и до.
  • От си через 5 ступеней образуется нота фа диез (будьте внимательны – не фа, а именно фа диез). В фа диез миноре 3 диеза – фа, до, соль.
  • От фа#  квинта – до# минор, в которой уже 4 диеза.
  • От до# 5 ступеней пропускаем – и получаем новую тональность с 5ю диезами – соль# минор.
  • От соль# квинта – ре# минор – 6 диезов.
  • От ре# квинта – ля#. И в ля диез# – 7 диезов.

Тональности с бемолями при ключе

В этой картинке идем против часовой стрелки.

С каждой построенной вниз квинтой прибавляется один бемоль

  • От до вниз квинту — получаем ноту фа. В тональности фа мажор один бемоль. Какой? Смотрим порядок бемолей. Видим, что это си бемоль.
  • От фа строим вниз еще одну квинту и получаем ноту си бемоль. В тональности си b мажор уже два бемоля — си и ми.
  • От си b строим очередную квинту и попадаем на ноту ми b. И в ми b мажоре уже 3 бемоля — си, ми, ля.  И так далее.

Если вы поймете этот принцип, то определить количество знаков в любой тональности не составит труда.  Теперь понятно почему «квинтовый»? Потому что он строится по квинтам. А почему круг? Посмотрите внимательно на картинки выше — начинаем с тональностей до мажор, а заканчиваем до# мажор или доb мажор — не совсем, конечно круг, но все-таки. То же самое и с минорными тональностями — начинается от ля, а заканчивает ля# или ляb минором.

Для удобства восприятия я разделила тональности и отдельно показала диезные и бемольные.  В учебниках теории квинтовый круг тональностей представлен в виде такой картинки.

Тональности квинтового круга
Все тональности — и с диезами, и с бемолями

А напоследок предлагаю вам послушать вальс До# минор Фредерика Шопена. Очень известное произведение, красивое, полетное и к тому же в великолепном исполнении Александра Малкуса.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий