Зигмунд Ромберг — американский композитор с венгерскими корнями


Американский композитор Зигмунд Ромберг
Зигмунд Ромберг

Композитор Зигмунд Ромберг отличался ярким и общительным характером. Никогда не питая иллюзий относительно своей работы, он всегда говорил, что его песни и шоу рассчитаны на обывателя. Он был рад снабжать своими произведениями аудиторию, которая в свою очередь отвечала благодарностью.

В то время как одни критики говорили, что его шоу были слишком сладкоголосы, другие отвечали им, что музыка Ромми не нравится никому, кроме общественности.

По собственному мнению, Ромберг не был композитором, стоящим на тех же самых высотах, что и Джордж Гершвин, Коул Портер или Ричард Роджерс. В более поздние годы он поселился в Голливуде, устраивал музыкальные вечера в своем доме, где звучали работы этих и других композиторов, которыми он восхищался. Но завсегдатаи вечеринок в завершение всегда хотели услышать музыку Ромберга, обычно с поддержкой присутствовавших уважаемых им композиторов.

Мир Ромберга между инженерным делом и музыкой

Родившийся в Венгрии 29 июля 1887 года, Зигмунд Ромберг вырос под влиянием двух самых популярных композиторов Австро-Венгерской империи — младшего Иоганна Штрауса и Франца Легара. С юных лет он проявил талант как скрипач и органист. Его музыкальные способности не приветствовались родителями, которые хотели, чтобы он нашел что-то более, на их взгляд, разумное. Они отправили сына в Вену учиться инженерному делу, где Зигмунд погрузился в мир венской музыки. Найдя возможность брать уроки композиции у Хойберга, он отдал свою голову технике, а душу — музыке.

Инженер по образованию, композитор по призванию (Ромберг)
Ромберг отдал свою голову технике, а душу — музыке

После службы в армии, во время Балканской войны, Ромберг решает эмигрировать в Америку. Земля обетованная, в лице Нью-Йорка, не встретила инженера с распростертыми объятиями. На некоторое время он вынужден был спустится с небес на землю и заняться мирским трудом на карандашной фабрике, пока не обратил внимание на венгерские кафе, рассредоточенные по всему городу. Это был его шанс оставить опостылевшую работу и обратиться к своему музыкальному призванию.

Он устроился пианистом в бистро Андре Бустаноби на углу Бродвея и 39-й улицы. Ромбергу понравилось это уникальное место, тут он смог погрузиться в мир музыкального бизнеса. С самого начала нового музыканта тепло приветствовали, чему способствовал его приятный характер. Тем не менее, он не упустил случай, чтобы продвинуться вперед.

Вначале он добавил свои работы в репертуар ресторана и организовал свой оркестр. Местная популярность его вальсов стала трамплином к полномасштабной карьере композитора, сначала на Tin Pan Alley (так называемый «Квартал оловянных кастрюль», сосредоточение музыкальных издательских фирм в Нью-Йорке), а позднее — на Бродвее.

Sigmund Romberg Orchestra NBC
Оркестр Зигмунда Ромберга

Часто говорили, что Ромберг был связующим звеном между двумя мирами музыки. Американская популярная музыка, как и мюзикл, бурно развивалась в то время, когда он начал свою активную профессиональную карьеру. Вкус к роскоши и мелодическому богатству оперетт уступал место американскому звучанию. Одной ногой стоя на фундаменте старой европейской школы, а второй прочно укрепившись в Нью-Йорке, Ромберг стал инженером-строителем музыкального моста между континентами.

Карьера композитора музыкальных шоу

"Принц-студент" З. Ромберг
Один из самых известных мюзиклов Ромберга «Принц-студент»

В 1914 году Зигмунд был нанят в качестве композитора Джейкобом Шубертом, постановщиком музыкальных шоу. Уже к 1917 году Ромберг создал 275 номеров для семнадцати мюзиклов и ревю.

Его первый большой успех пришел в том же году с «Майскими днями» (Maytime). Это была адаптация венской оперетты «Wie einst im Mai» («Как-то в мае») с либретто Риды Янг. Другая адаптация венской оперетты, «Das Dreimaederlhaus», стала успешным «Временем цветения» (Blossom Time). Это была беллетризированная версия юности Франца Шуберта, для которой Ромберг сделал несколько переложений произведений Шуберта. Затем последовал один из самых известных мюзиклов Ромберга «Принц-студент», основанный на игре «Старый Гейдельберг» по мотивам новеллы Карла Хайнриха.

В 1926 году Зигмунд сочиняет несколько произведений в соавторстве с Оскаром Хаммерстайном II. «Розали», написанная совместно с Джорджем Гершвином, на стихи Айры Гершвин и Пелама Вудхауса, стала хитом в 1928 году.

Ромберг продолжал писать музыку для Бродвея и после 1930, но, к сожалению, ни одно произведение больше не получило такой популярности.

Золотой закат карьеры

Шоу "Up in Central Park" З. Ромберг
Бродвейское шоу «В центральном парке» было поставлено в 1945 г.

В течение 1930-х Зигмунд Ромберг написал музыку к ряду фильмов и переехал в Голливуд, где участвовал в экранизации нескольких своих мюзиклов. А в 40-х совершил со своим оркестром поездку по Америке и регулярно появлялся на радио. Его заключительное Бродвейское шоу «В центральном парке», сочиненное с Виктором Гербертом и Дороти Филдс, было поставлено в 1945 году.

Во время Второй мировой войны он находит время в своем гастрольном графике и дает концерты для американских войск.

Во время своего золотого заката, продолжая концертную деятельность, Ромберг сделал запись ряда композиций, ставших основой коллекции популярной американской музыки 1940-50-х годов.

Ромберг умер в Нью-Йорке 9 ноября 1951 года. В то время он работал с либретистом Лео Робином над мюзиклом «Девушка в розовом трико», который был поставлен на Бродвее в 1954 году.

Произведения Зигмунда Ромберга

Сценические сочинения:

  • «Майские дни» (1917)
  • «Время цветений» (на мелодии Шуберта, 1921)
  • «Роза Стамбула» (1922)
  • «Принц-студент» (1924)
  • «Песня пустыни» (1926)
  • «Новая луна» (1928)
  • «Розалия» (1928; в соавторстве с Дж. Гершвином)
  • «В центральном парке» (1945)
  • «Девушка в розовом трико» (поставлена посмертно в 1954 г.)

Музыка к кинофильмам студий Голливуда.

О жизненном и творческом пути Ромберга выпущен фильм под названием «В глубинах моего сердца» (1954).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий