Каждый композитор, который когда-либо творил для детей, старался делать это по-своему. Бах отличался стремлением сделать свои произведения поучительными, полезными для музыкального развития. Моцарт стремился сгладить различия между музыкой для детей и взрослых, полагая, что юный ум ничем не хуже воспринимает тайну звука. Чайковский создавал мелодии, будто открывающие незримые сказочные королевства, не только близкие детскому слуху, но и позволяющие взрослым снова почувствовать себя детьми.
Как детский композитор Иоганн Штраус (сын), пожалуй, сделал для детей своего времени, да и для будущих поколений довольно большое дело. Штраус – король вальса, вдохновенный создатель музыки танца, он сделал современную ему танцевальную музыку истинным произведением искусства.
До сих пор вальсы Штрауса занимают главные места на балах и иных классических танцевальных событиях. Для детей он сделал то же, что и для взрослых, – он создал музыку, которая позволяла идеально погружаться в атмосферу танца, ощущать радость, легкость, особенность волнующих моментов движения по бальному залу.
Музыка Штрауса позволила и детям, и взрослым по-новому почувствовать глубину и значение танца в жизни. Его вальсы объединяли движение и симфоническое совершенство.
Содержание статьи
Нелегкая судьба музыканта
Можно было бы сказать, что Иоганну Штраусу повезло: он родился в семье знаменитого композитора. С юных лет Иоганна окружала музыкальная атмосфера, звуки скрипок и фортепьянных клавиш, нотные листы и выкладки талантливых композиций его отца.
Однако, Иоганн Штраус-отец был человеком непростым: по неясным причинам он запрещал своим детям заниматься музыкой. Увидев музыкальный инструмент в руках сына-Иоганна или кого-то из его братьев, Штраус-старший немедленно отбирал его и яростно отчитывал чадо за неподобающее занятие.
Всем детям известного в Европе композитора «грозили» скучные профессии банкиров, юристов, финансистов. Но Иоганн стремился к музыке и благодаря поддержке своей матери Анны Штраус он сначала получил возможность заниматься дома, а потом и шанс учиться тайком от отца у опытных учителей, весьма довольных талантом юноши.
Родился Иоганн Штраус в Вене 25 октября 1825 года, музыке долгое время учился тайком от отца, а по достижении определенного возраста поступил из-за требований Штрауса-старшего в коммерческое училище. По вечерам Иоганна заставляли работать с финансовыми отчетами, но он все же находил время на учебу.
К 1844 году Иоганн Штраус-сын сумел закончить свое музыкальное образование, его наставниками были опытные и талантливые педагоги Вены, не побоявшиеся гнева Штрауса-старшего, имевшего влияние в музыкальных кругах города и страны.
Благодаря помощи матери, ради будущего сына сумевшей развестись со своим неверным мужем, Иоганн Штраус (сын) получил возможность собрать оркестр и выступать как в Вене, так и в других городах Австрии. Несмотря на недовольство и даже явные попытки вмешаться в судьбу сына, очень скоро Штраус становится в музыкальном мире величиной не меньшей, чем Штраус-старший.
Старания, постоянная учеба, готовность встречать трудности грудью, талант и упорство очень скоро позволили Штраусу-сыну превзойти Штрауса-отца. К 1848 году Иоганн, как и его отец, был назначен капельмейстером, но вскоре разразилась революция. Отец и сын вновь оказались по разные стороны баррикад. По завершении мятежа «бунтовщика» Штрауса-младшего, проникшегося революционными идеями, отдали под суд, но он был оправдан.
Иоганн Штраус прожил долгую, полную опасностей и приключений, труда во славу музыке и драматических поворотов жизнь. Он долгое время жил в России, был влюблен в русскую Ольгу Смиртинскую в течение пяти лет, пока выступал с концертами при Павловском вокзале в Санкт-Петербурге. Ольга на всю жизнь запомнилась Штраусу, но женой его так и не стала.
У Иоганна Штрауса после влюбленности в Смиртинскую нашлись и иные объекты воздыхания: он трижды был женат, один раз счастливо, второй раз уже на склоне лет быстротечно и не слишком успешно и в третий раз очень благополучно, но недолго.
За свою жизнь Иоганн Штраус написал 168 вальсов и массу других танцевальных музыкальных произведений: польки, мазурки, кадрили, марши. Почти вся музыка Штрауса была тонко и органично связана с танцем.
Под конец жизни он увлекся опереттой – сферой искусства, которую считали не слишком значительной в мире высокой музыкальной классики. Штраус сумел успешно опровергнуть это мнение, создавая работы, ставшие классикой оперетты.
На склоне лет Штраус даже попытался написать музыку для балета, но не успел ее закончить. Своих детей, несмотря на три брака и очень долгую жизнь, у Иоганна Штрауса не было, однако, многие свои успешные произведения он посвятил именно детям.
Детская музыка движения
Как детский композитор Иоганн Штраус (сын) создал немало красивых произведений: польку Тик-Так, бравурный Персидский Марш, большое количество вальсов, в том числе «Где цветут лимонные деревья» и «Звуки единства». Детям он также посвятил увертюру одного из самых своих известных произведений – «Летучая мышь».
Музыка Штрауса для детей была написана с любовью и вниманием, он прилагал при ее создании усилий не меньше, если не больше, чем в своих «взрослых» произведениях. Марши и польки Штрауса – бравурные, радостные, динамичные, наполненные движением, внутренним светом, ощущением радостного возбуждения.
Они были созданы для танца, для наслаждения музыкой, ритмом шагов, развлечения, становившегося воплощением настоящего искусства. Вальсы Штрауса – мелодичные, задумчивые, легкие, предназначенные не для танца на земле, но будто для парения в небесах, они становились настоящим откровением для детей, только входивших в мир танца, да и для взрослых были значительны.
Сейчас произведения Штрауса для детей имеют и иное, весьма важное значение. Как произведения Баха служат идеальной основой для начала обучения игре на музыкальных инструментах, так и произведения Штрауса стали прекрасной основой для тех, кто желает освоить искусство классического танца.
По всему миру кадрили, мазурки, но в первую очередь вальсы Штрауса звучат в танцевальных школах, а гениальные мелодии композитора будто ведут юных учеников, осваивающих хитрое искусство танца, шаг за шагом делая все легче и удобнее.
Музыка Штрауса-сына звучит на современных выпускных балах в школах и университетах, на конкурсах и в залах консерваторий. Маэстро вальса не просто создал музыку танца, он сделал так, чтобы с самых юных лет его музыка помогала людям, изучающим это искусство достигать совершенства. Кроме того – именно музыка Штрауса сделала танцы, которым посвящена, явлением вне времени, на все времена.