Рональд Браутигам заслуженно заработал репутацию одного из самых уважаемых музыкантов Голландии, замечательный не только из-за своей виртуозности и музыкальности, но и благодаря притягательности его музыкальных интересов. Он получил множество наград, включая «The Dutch Music Prize» и «MIDEM Classical Award» в 2010 году за лучшую запись Фортепианных Концертов Бетховена с Норрчёпингским симфоническим оркестром под управлением Андрея Паррота.
Содержание статьи
Рональд Браутигам и оркестры мира
Ученик легендарного Рудольфа Серкина, Рональд Браутигам регулярно выступает с ведущими оркестрами, включая Лондонский филармонический оркестр, Бирмингемский симфонический оркестр, Гонконгскую филармонию, Будапештский фестивальный оркестр, Национальный оркестр Франции и другие.
Он выступал с рядом выдающимися дирижерами Риккардо Шайи, Шарлем Дютуа, Бернардом Хайтинком, Франсом Брюггеном, Кристофером Хогвудом, Мареком Яновским, сэром Роджером Норрингтоном, Айвором Болтоном, Эндрю Пэрротом и другими.
Представитель аутентичного исполнительства
Рональд Бра́утигам, известен как один из самых популярных современных исполнителей фортепианных произведений Моцарта, Гайдна и Бетховена, сделавший записи всех их сонат со звукозаписывающей фирмой BIS. Из-за его огромной любви к старинным музыкальным инструментам можно сказать, что он пианист, одной ногой стоящий в прошлом, а другой — в настоящем. В чем же проявляется его любовь и интерес к старинным инструментам?
Музыка Гайдна, Моцарта и Бетховена всегда занимала особое место в его репертуаре. Но уже в 1980-х годах он столкнулся с такой проблемой: играя сонаты Моцарта, он четко осознавал – как они должны звучать, но конечный результат никак не хотел соответствовать его предвзятому мнению. Музыка из-под пальцев, на его взгляд, выходила слишком тяжеловесной, недостаточно легкой, не похожей на изысканное звучание Моцарта. Эта проблема оставалась актуальной до тех пор, пока в 1987 году Рональд Браутигам не наткнулся на фортепианного мастера Пола Макналти, который изготавливал в то время уникальные рояли и фортепиано в своей мастерской в Амстердаме. Он пригласил Рональда приехать и посмотреть на его недавно законченное пятиоктавное фортепиано, копию инструмента Вальтера. Как только Браутигам начал играть произведение Моцарта, все встало на свои места: легкость, которую он искал, была там, вместе с чувством драмы и волнения.
Ему хватило получаса игры на этом инструменте, чтобы понять, что это фортепиано должно стать его собственным. Именно это решение кардинально поменяло его жизнь. Изначально он планировал держать этот инструмент у себя дома, чтобы использовать его в качестве тренировочной базы во время подготовки к концертам на современном фортепиано, но, в конце концов, уникальный инструмент занял главенствующее место, и Рональд Браутигам решил начать использовать его для проведения концертов. Это явилось плодотворным началом долгих и счастливых отношений пианиста и его фортепиано.
С этим инструментом он стал выступать вместе с такими оркестрами, как оркестр эпохи Просвещения, оркестр «Tafelmusik», оркестр восемнадцатого века, Фрайбургский барочный оркестр и другие.
Сотрудничество голландского пианиста с BIS
В 1995 Рональд Браутигам начал плотно и успешно сотрудничать с шведской студией звукозаписи BIS. Его дискография на данное время насчитывает более 50 дисков, которые включают в себя полное собрание фортепианных сочинений Моцарта и Гайдна и концертов для фортепиано Мендельсона.
Секреты исполнительства Рональда Браутигама
Не секрет, что все пианисты, в разной степени, имеют личный опыт игры сонат Моцарта, Гайдна и Бетховена на протяжении всей их жизни. Многие играют их с детства, но с возрастом подход к этим произведениям несколько меняется. Рональд Браутигам не является исключением в этом. В современном мире существует не очень много различий в подходах к игре таких произведений на фортепиано или на современном рояле. Так как нотный текст – это наиболее важная информация, которую оставили нам композиторы, именно он и диктует нам все, что мы должны сделать при игре, будь то фортепиано Вальтера или современный рояль Steinway.
Рональд Браутигам говорит, что:
«Во время игры на современном рояле, мы должны переосмыслить некоторые элементы нотной партитуры, и сделать транскрипцию произведения, чтобы оно звучало так, как задумывал композитор. Например, играя Бетховена, нужно использовать все динамические пределы инструмента, такие эксперименты нельзя ставить с роялями фирмы Steinway»…
«Для достижения эффекта мы должны преобразовать оригинальные динамики современного рояля в такие, которые будут работать одинаково хорошо на современном инструменте и будут великолепны при исполнении акцентов, сфорцандо и т.д.»
«Исполнитель постоянно оценивает звук, исходящий из фортепиано, постоянно делая небольшие коррективы в темп и динамику в зависимости от того, что он слышит».
Дискография Рональда Браутигама
В 2004 году он сделал первый выпуск фортепианных сочинений Бетховена, который поместился на семнадцати дисках.
Кроме того, совместно с BIS, Рональд Браутигам записал фортепианные концерты Шостаковича, Хиндемита и Фрэнка Мартина с Королевским оркестром Концертгебау.
Записи Браутигама завоевали множество наград, включая две награды Эдисона, «MIDEM Classical Award» за лучшую фортепианную сольную запись в 2004 году и за лучшую концертную запись в 2010 году.