Рубрики: Пианисты

Павел Егоров: бесконечность музыкального самосовершенствования

Павел Егоров: «Наверное, мне повезло, что я пианист, потому что исполняю исключительно только такие произведения, которые люблю бесконечно. И, постигая их, можно самосовершенствоваться беспредельно»

Известный пианист, активный музыкальный деятель, заслуженный артист России Павел Григорьевич Егоров родился в 1948 году.

Музыка начинается с Шумана…и не заканчивается никогда

Широкой публике талант Егорова открылся, когда музыканту было уже 26 лет. В 1975 году, сразу же после окончания Московской государственной консерватории, он принял участие в Международном конкурсе имени Шумана в Цвиккау и получил первую премию. С тех самых пор музыка Шумана занимает особое место в жизни и творчестве Павла Егорова. Впоследствии в его репертуар вошли практически все произведения, написанные этим композитором для фортепиано.

Сам Егоров так говорит о нем: «Роберт Шуман – не просто начало моей исполнительской карьеры, это действительно близкий мне композитор, к творчеству которого обращаюсь всю свою сознательную жизнь. Романтизм этого Давидсбюндлера – пленника Давидова братства – не поверхностный, но глубокий и подлинный, его порыв, его душа, мятущаяся между Флорестаном и Эвзебием, влекли меня ещё с ранней юности. И с годами это не прошло, лишь углубилось».

В 2010 году, прямо в день 200-летия композитора, Егоров организовал восьмичасовой марафон-концерт под названием «Приношение Шуману». В музыкальном действии, прошедшем в Малом зале Петербургской филармонии, приняли участие многие известные музыканты из России и других стран, а также – студенты Санкт-Петербургской консерватории. Павел Егоров, почетный член Шумановского общества, удостоенный Международной премией Роберта Шумана, выступил не только великолепным организатором творческого проекта, но и его идейным вдохновителем. Программа «Приношения…» включала в себя почти все жанры и направления творчества великого композитора. Жители и гости Петербурга с большим удовольствием посетили это мероприятие: оживленная публика разошлась только после полуночи.

Репертуарные тонкости

Павел Егоров много гастролирует по стране, часто выступает с сольными концертами. Разумеется, его репертуар не ограничивается одним только Шуманом. Он много играет Шопена, Брамса, Чайковского, Скрябина. Чуть реже в его исполнении можно услышать Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова, Слонимского и других композиторов конца ХХ века. Звучит в его исполнении и Бах. Сам Егоров говорит, что музыкой Баха он «прочищает свои уши и сознание». Эта фраза очень характеризует пианиста, его серьезное отношение к своему делу, понимание необходимости включения рационального отношения к музыке.

Программу своих концертов Павел Егоров подбирает не случайно. Он всегда старается играть то, что наиболее созвучно ему в данный момент времени, наиболее точно отражает внутреннее состояние, эмоциональную картину какого-то периода. Егоров тщательно подбирает произведения для своих выступлений, всегда обращает внимание на сочетаемость произведений между собой. Конечно, иногда бывает, что выбор музыки обуславливается памятными датами, но и в этом случае программа каждого концерта составляется очень внимательно.

Музыковед Б.Березовский так говорит о репертуаре Павла Егорова:

«Снискав лавры одного из самых тонких исполнителей музыки Шумана, пианист в последние годы заставил говорить о себе и как об интереснейшем интерпретаторе Шопена. Романтик по складу своего дарования, Егоров часто обращается к произведениям Шумана, Шопена, Брамса. Однако романтический настрой ощущается и тогда, когда пианист играет сугубо классические и современные программы. Для исполнительского облика Егорова характерны ярко выраженное импровизационное начало, артистизм, а главное — высокая культура владения фортепианным звуком».

Сам Егоров считает: ему очень повезло, что он пианист. Он исполняет только ту музыку, которая звучит внутри него самого, только ту, которую бесконечно любит, в которую хочет погружаться снова и снова, каждый раз открывая что-то новое для себя и своих многочисленных слушателей. Постигая музыкальную глубину, пианист может заниматься бесконечным самосовершенствованием – это именно то, чего ищет Павел Егоров, то, что ему отчасти уже удалось найти.

Пианистические качества Павла Егорова

Павел Егоров славится своими интерпретациями Шумана и Шопена

Основные принципы пианизма П.Егорова сформировались еще в его студенческие годы. Профессор Московской консерватории В.В.Горностаева, в классе которой учился Егоров, так оценивает своего выпускника: «Он в состоянии всерьез завоевать слушательскую аудиторию и, что особенно ценно, не за счет столь распространенного среди молодежи пианистического напора, а прежде всего благодаря духовной насыщенности исполнительского почерка. Привлекательность его игры определяется комплексным сочетанием эмоционального начала с богатым интеллектом».

Мало кто из молодых музыкантов задумывается об интеллектуальной составляющей музыки. Большинство считает, что достаточно природного таланта и поверхностного блеска, где «настоящим мастерством» считается умение играть трудные пассажи. Павел Егоров очень рано понял, что, помимо обладания хорошей техникой, музыкант должен быть всесторонне развитым, грамотным, интеллигентным человеком. Важна также и эмоциональная сфера: музыкант должен обладать крепкой, но подвижной психикой, эмоциональной отзывчивостью и восприимчивостью, яркостью образного мышления, умением вдохнуть жизнь в исполняемое произведение, слиться с инструментом, через кончики пальцев передать самые сокровенные движения души – композитора и исполнителя.

Очень точно пишет о Егорове композитор С.Баневич:

«Игре пианиста присуще импровизационное начало. Он не любит повторять не только кого-либо, но и самого себя, а потому каждый раз вносит в исполнение нечто новое, только что найденное или прочувствованное… Егоров многое слышит по-своему, и его трактовки зачастую отличаются от общепринятых, но никогда не бывают необоснованными».

Одна душа – на весь концертный зал

Павел Егоров всегда тонко выстраивает взаимодействия со своими слушателями. Он понимает, что главное на концерте – это в первую очередь душевный настрой, желание поделиться с людьми музыкой. Конечно, атмосфера больших и камерных залов отличается друг от друга. И если в камерном зале интимный и доверительный контакт со слушателями устанавливается относительно легко, то в большом тем более нужно добиться этого контакта, чтобы «токи» дошли по залу до самых последних рядов. Играть всегда нужно по-настоящему и всерьез – и слушатель всегда поймет это и будет благодарен исполнителю.

Помимо исполнительства

Помимо исполнительской деятельности, Павел Егоров вносит свой вклад в музыку и в другом качестве. Однако исследовательская сторона его деятельности известна в основном пианистам. Под его редакцией в Санкт-Петербурге было издано полное собрание сочинений Шумана, «Хорошо темперированный клавир» Баха, все сонаты Бетховена с примечаниями и комментариями Павла Егорова, а также два тома всех клавирных сонат Йозефа Гайдна (издательство «Планета музыки»). Кроме того, Павел Егоров сотрудничает с издательством «Азбука», которое выпустило уже целый ряд его отдельных изданий.

Павел Егоров часто присутствует в жюри международных и национальных конкурсов исполнителей фортепианной музыки. Среди них: Международный конкурс имени Шумана в Цвиккау, Международный юношеский конкурс им.Чайковского, «Ступень к Парнасу» и некоторые другие. А жюри Санкт-Петербургского Международного конкурса фортепианных дуэтов Павел Егоров возглавляет вот уже пятнадцать лет.

Педагогическая деятельность

Павел Григорьевич Егоров известен не только как превосходный исполнитель, но и как педагог и организатор музыкальных вечеров

Павел Григорьевич ведет активную преподавательскую деятельность. Он проводит мастер-классы во многих странах Европы. И, разумеется, преподает фортепиано в Санкт-Петербургской государственной консерватории. Егоров очень тепло отзывается о своих студентах, видит в них музыкальное будущее России. Среди его учеников много талантливых молодых людей, уже проявивших себя на конкурсах разного уровня, многие из них стали лауреатами первой степени.

Из наиболее отличившихся учеников Павла Егорова можно назвать Дмитрия Ефимова, Сергея Пашкевича, Ольгу Радвилович, Ингу Дзекцер, Елену Лебедеву, Марию Камшилину-Ларионову, Юрия Полосьмакова. Все ученики Егорова – не только талантливые, но и творчески инициативные люди. Они активно выступают, сольно и в ансамблях, организуют концерты и разнообразные творческие проекты. Хочется верить, что в будущем эти люди действительно смогут высоко поднять уровень российской музыкальной культуры.

Павел Григорьевич Егоров является членом Филармонического общества и Российской академии естественных наук. Несколько лет назад он  отказался от должности ректора Санкт-Петербургской консерватории. Он объяснил это тем, что никогда не стремился к руководящей должности, и что пока он может заниматься своим главным делом – будет все силы посвящать ему. Павел Егоров – не из тех людей, которые разбрасываются на разные виды деятельности, посвятив свою жизнь музыке, он остается верен ей до конца.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад