Если вы утверждаете, что не любите джаз, это означает, что вы просто не слышали выступления Леонида Чижика. Это совершенно непревзойденный пианист, настоящий мастер своего дела, виртуоз, равных которому еще нужно поискать.
Как бы нынче ни ругали советскую систему образования, практика показывает, что в сфере искусств оно было одним из лучших в мире. Недаром Леонид Чижик, еще будучи студентом, после своего триумфального выступления в Карнеги-Холл был провозглашён «лучшим джазовым пианистом за железным занавесом». А уж если враждующая держава признала молодого советского музыканта лучшим, то это достойно уважения.
Сейчас Леонид Чижик – это зрелый человек с необычайно широким кругозором и потрясающей фортепианной техникой, которая не перестает удивлять и восхищать публику со всего мира. Пианист часто гастролирует, общается с прессой и растит молодых талантов, но, к сожалению, такой прерогативы удостоилась Мюнхенская консерватория, а не наша русская, Питерская, Московская или любая другая. Так и получается, что лучшие умы России покидают страну, даря свой талант в других странах.
«Конек» Леонида Чижика – потрясающая способность к импровизации. Как говорит сам пианист – он никогда не готовится к выступлениям, ибо никогда не знает, что будет играть. Лукавит, наверное. Точнее, «не готовиться» — это не значит – не подходить к инструменту вне концертного периода. Чтобы достигнуть такой колоссальной техники, конечно, нужно провести у пианино очень много времени.
Играет ли Чижик классическую музыку? Конечно! Классика – это первооснова его импровизаций. А если не знать основу, разве можно исполнить импровизацию? Кому-то нравится, кому-то – нет, но одно можно сказать точно – он обогащает язык джаза, ищет его глубины, расширяет возможности и преподносит слушателям философию, которую в состоянии понять только очень образованный и утонченный человек.
А послушать я вам предлагаю один из самых образцов трагичной музыки – прелюдию Шопена ми-минор. Это видео с концерта «Шопен и джаз», дуэт в исполнении Леонида Чижика и саксофониста Флориана Трюбсбаха.
Редкий талант, наравне с Эроллом Гарнером, свингует «в одиночку», без ритм-секции. У него какой-то внутренний граунд-бит, от которого он отталкивается во время исполнения.