Пока джаз набирал обороты и активно развивался в США, достигая своего расцвета, в постреволюционной России он только-только начал свое робкое движение. Нельзя сказать, что этот музыкальный жанр категорически запрещали, но то, что развитие джаза в России шло не без критики со стороны властей – это факт. Но, тем не менее, эти препятствия не остановили развитие джазовой музыки в нашей стране, и она находила все больше поклонников и почитателей.
Содержание статьи
Как все начиналось
Дебютом джазового восхождения можно назвать выступление эксцентричного оркестра джаз-банд под руководством Валентина Парнаха, который состоялся в Москве 1 октября 1922 года. Не исключено, что многие советские музыканты, находящиеся в поисках новых форм, обратились к джазу именно после присутствия на этом зажигающем мероприятии.
В самом деле, весьма насыщенный ритм и возможность свободной импровизации давали возможность джазменам создавать новые музыкальные модели. Чем и не преминул воспользоваться пианист Александр Цфасман, выступив в 1927 году со своим оркестром «АМА-джаз» на московском радио и записав грампластинку «Аллилуйя». Вслед за ним ранние джаз-банды начали исполнять фокстроты, чарльстоны и другие модные танцы.
Но, пожалуй, «отцом» русского джаза можно назвать Леонида Утесова. Да, его музыка не совсем ассоциировалась с традиционными негритянскими мотивами, коими пропитан американский джаз. Но такова уж русская особенность – всё, в том числе джаз в России, развивается по своим законам.
Еще раз про запреты
Однако развитию отечественного джаза весьма жестко противодействовала советская идеология:
«Сегодня он играет джаз,
А завтра Родину продаст…»
Само это слово, ставшее синонимом идеологической диверсии, коммунистическая партия негласно запретила упоминать в СМИ. Репертуар, в основном состоящий из зарубежных композиций, признали тлетворным и разлагающим сознание молодежи. Но, к счастью, запреты не были настолько жесткими, и джазовая музыка все-таки распространялась, хотя и не так активно, как в других странах.
Есть версия, что джаз в СССР выжил благодаря тому, что считался «музыкой негров», а негры – нация угнетенная, и значит, дружественная советской державе. Поэтому джаз в Союзе не задушили совсем, несмотря на то, что многие талантливые джазмены не могли «пробиться» к широкой публике. Им не давали выступать и записывать грампластинки. Одним словом – давали дышать, но не давали жить. Джаз в России по-прежнему считался якобы идеологическим оружием, с помощью которого, например, США собиралась поработить СССР. Простые граждане искренне в это верили.
Оттепель
С наступлением хрущевской оттепели гонения на музыкантов значительно ослабли. После проходившего в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов зародилось новое поколение советских джазменов. Они впервые выступили на зарубежном джазовом фестивале в Польше, удивляя Европу самим существованием советского современного джаза с собственными традициями. В 1965-м на II Московском фестивале джаза, вошедшем в историю, Всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпускает сборник лучших музыкальных номеров. Гремят имена джазовых музыкантов Игоря Бриля, Бориса Фрумкина и других. А гастроли Леонида Чижика в США вызвали настоящий фурор среди американской публики – такого уровня мастерства русских пианистов там не ожидали.
Сегодня джаз в России снова популярен, особенно в молодежной культуре. Созданы эстрадно-джазовые отделения в музыкальных образовательных учреждениях, выпускаются учебники джазовой гармонии. На ежегодные фестивали съезжаются тысячи отечественных и зарубежных поклонников джаза. И, очевидно, прав был Луи Армстронг, когда сказал, что дать определение джазу нельзя — его можно только любить.
Вы мастеровито переписали «Хронологию российского джаза» К. Мошкова, но Леонид Чижик в США тем не менее не выступал. Там выступал Владимир Чижик, но он а) не пианист и б) после эмиграции в США скоро оставил музыку и занялся бизнесом.