Плодовитый композитор эпохи барокко (Л. Боккерини)


Итальянский кмпозитор эпохи барокко - Л. Боккерини
Луиджи Боккерини

Луиджи Боккерини — итальянский композитор и виолончелист, повлиявший на развитие струнного квартета как музыкального жанра, который создал первую музыку для струнного квартета, а также квинтета и фортепиано. Кроме того, его работы включают духовную музыку, симфонию и концерты.

Боккерини находился под сильным влиянием стиля Гайдна. Это влияние было настолько очевидным, что любители музыки того времени шутили, что «Боккерини является женой Гайдна».

За свою долгую карьеру он написал впечатляющее количество полномасштабных камерных произведений. Его вклад как композитора включает в себя 91 струнный квартет (Гайдн написал 83), замечательные 137 квинтета, а также множество трио, секстетов, сонат и других работ.

Музыкальные корни Луиджи Боккерини

Любимый инструмент Боккерини - виолончель
Боккерини родился в музыкальной семье

Луиджи Родольфо Боккерини, родившийся в Лукке 19 февраля 1743 года, был третьим ребенком в семье контрабасиста Леопольдо Боккерини, брата Джованни Гастони Боккерини, известного поэта и танцора, написавшего либретто для Антонио Сальери и Йозефа Гайдна. В раннем возрасте он был помещен под опеку музыкального директора местного собора. Когда Луиджи достиг тринадцатилетнего возраста, его отправили в Рим учиться у известного виолончелиста Джованни Баттиста Костанци, музыкального руководителя базилики Святого Петра. В Риме Боккерини попал под влияние полифонической музыки Джованни Палестрины и инструментальной музыки Арканджело Корелли.

В 1757 году Боккерини и его отец были приглашены играть в оркестре Императорского театра в Вене. Там юный музыкант впервые столкнулся с музыкой Франца Йозефа Гайдна. Во время своего второго путешествия в Вену, Боккерини, которому только исполнилось семнадцать, дебютировал как композитор со своими шестью трио для двух скрипок и виолончели. В следующий визит в этот город (1764) Боккерини дал общественный концерт, который был с энтузиазмом принят слушателями.

Квартет Л. Боккерини
Боккерини организовал концерт струнного квартета

В августе 1764 Луиджи получил постоянное место службы в городе Лукке — в местной церкви и театральном оркестре. В 1765 году он играл в оркестре Джованни Баттиста Саммартини в Ломбардии. Благодаря его связи с этим миланским композитором, 22-летний Боккерини укрепил новый «разговорный» стиль квартета: партия виолончели стала так же важна, как контрапункт скрипки и виолы. Он организовал первый публичный концерт необыкновенного струнного квартета, состоящего из выдающихся тосканских виртуозов, в числе которых были Пьетро Нардини, ученик Нардини Филиппо Манфреди, Джузеппе Камбини и… сам Боккерини.

Карьера композитора при дворе Карла III

После смерти отца в 1766 году Луиджи оставил Лукку и перебрался в Париж, который в то время был гостеприимен к итальянским музыкантам. Французские издатели Гранже, Вернер и Чеварди опубликовали композиции Боккерини предыдущих лет (шесть струнных квартетов, и шесть дуэтов для двух скрипок), а также новые (шесть трио для двух скрипок и виолончели и Симфонию ре мажор). Знакомство Боккерини с мадам Бриллон Жуи, клавесинисткой, сподвигло к написанию Шести сонат для клавесина и скрипки.

Брат Карла III инфант дон Луис
Инфант дон Луис, покровительствовал Боккерини при дворе Карла III

По преданию, посол Испании в Париже убедил Боккерини переехать (в 1768 или в начале 1769) в Мадрид, где началось его продолжительное пребывание при дворе Карла III, находившегося во власти интриг. Брат короля, инфант дон Луис, положил ему ежегодную оплату в размере 30 000 реалов как виолончелисту и композитору. В этот период Боккерини начал писать партитуры для квинтетов, а также сочинил свои знаменитые Шесть струнных квартетов (1772).

Примерно в то же время он женился на Клементине Пеличо, которая родила ему пятерых детей. В 1785 году, когда Клементина и инфант умерли, король предоставил ему пенсию в 12000 реалов. После этого Луиджи был свободен, чтобы принять покровительство короля Пруссии Фридриха Вильгельма II, который обожал виолончель и был хорошо знаком с музыкой Л. Боккерини.

В этот период жизни при дворе к своим потрясающим инструментальным произведениям композитор добавил вокальные произведения: «Stabat Mater» (1781), сарсуэлу «Клементина» (1786) на либретто Рамона де ла Круза и рождественские «Villancicos» (1783).

[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Boccherini-stabat-mater.lite_.mp3″]

Герцогиня Осуна. Портрет Гойя.
Герцогиня Осуна была одним из мецената Боккерини

В 1787 году Боккерини повторно женился на Джоакуине Поррети. С этого года и по 1797 он, возможно, находился в Берлине на должности, предоставленной Фридрихом Вильгельмом II, хотя этот факт не был должным образом задокументирован. Также, вполне вероятно, что он оставался в Испании.

В 1798 году новый король Пруссии отказался продлить пенсию Боккерини, а герцогиня Осуна (еще один важный источник дохода) переехала в Париж. К финансовым затруднениям Боккерини добавилось ухудшающееся состояние здоровья.

Его жизнь была опечалена смертью двух дочерей в 1802 и смертью его второй жены и третьей дочери в 1804 году. Он скончался в 1805 году от давней болезни.

Многочисленные произведения Л. Боккерини

Статуя Л. Боккерини
Статуя Луиджи Боккерини перед Консерваторией его имени

За 40 с лишним лет Боккерини создал около 450 произведений самых различных жанров:

  • 27 симфоний
  • 12 виолончельных концертов
  • множество струнных квартетов и квинтетов
  • 6 струнных трио
  • большое количество камерной музыки для различных составов инструментов
  • вокальная музыка (оратории, кантаты, мессы)
  • и даже 1 опера

Певучие, изящные, изысканные произведения в «галантном стиле» принесли итальянскому композитору громкую славу еще при жизни и оказали значительное влияние на становление музыки дальнейших эпох (например, на музыку Моцарта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий