Рубрики: Пианисты

Элли Ней: музыка, соединяющая века

Облик Элли Ней был так же выразителен, как и ее музыкальное исполнительство

Карьера немецкой пианистки Элли Ней завершилась, когда этой выдающейся женщине было уже 85 лет. Свой последний концерт она дала всего за несколько недель до смерти. Фортепианная игра Элли Ней – это прочный музыкальный мост, ведущий из XIX века в XX.

Ее музыкальная биография началась в конце девятнадцатого столетия (в новый век Элли Ней вошла юной 19-летней девушкой), и именно в те годы сформировался ее пианистический исполнительский талант, экспрессивная манера игры и музыкальные вкусы.

Незаурядность и полная естественность ее игры удивительно гармонировали с атмосферой XIX века, не зря для будущих поколений она стала олицетворением этой эпохи. И.Кайзер в своей книге упомянул о том, что «около Мюнхена живет старая дама, которая лучше, чем Микеланджели и Гульд чувствует, как надо играть Бетховена». Старая дама, беспрестанно дающая концерты до последних дней своей жизни, привлекала к себе внимание своей неиссякающей энергией, ее музыка звучала как бы в двух эпохах сразу: очень исторично и удивительно современно. Это подтверждают многочисленные записи, сохранившие нам игру и облик старой дамы Элли Ней.

Начало музыкальной жизни

Будущая пианистка родилась в семье фельдфебеля в Дюссельдорфе. Музыка пришла к ней в Бонне, городе Бетховена (творчество этого композитора еще сыграет большую роль в жизни Элли Ней). Спустя несколько лет девушка уехала в Кельн и получила там прекрасное консерваторское образование. Ее музыкальными педагогами были К.Беттхер и И.Зейсс. После она совершенствовала свою игру в Вене под руководством Э.Зауэра и Т.Лешетицкого.

Еще будучи студенткой, Элли Ней была отмечена вниманием публики и музыкальной критики. Она стала обладательницей премии имени Мендельсона, удостоилась награды фирмы «Ибах». Активная концертная деятельность пианистки началась в 1906 году. Первое время Элли Ней совмещала выступления с преподаванием в кельнской консерватории, но вскоре отказалась от педагогической деятельности, всецело посвятив себя исполнительству.

Элли Ней провела на концертной эстраде целых шесть десятилетий. Она выступала в камерных ансамблях, давала сольные концерты и концерты в сопровождении лучших мировых оркестров. С 1911 по 1927 год пианистка была замужем за Вилли ван Хоогстратеном, скрипачом из Голландии, за эти годы они успели дать немало совместных концертов в разных странах мира.

Исполнительская индивидуальность

Со временем темперамент и сила исполнительства Элли Ней сменились вдумчивостью и умеренной сентиментальностью, и именно эти качества сделали ее игру по-настоящему притягательной

Игра молодой Элли Ней поражала своей страстностью, горячим темпераментом, какой-то мужественной силой. В музыкальном мире ее прозвали валькирией рояля. И действительно, это прозвище удивительно подходило эмоциональной и своенравной пианистке. Если послушать, как она исполняет «Бурлеску» Штрауса (одна из ранних записей Элли Ней), можно сполна прочувствовать и понять, о чем идет речь.

Однако со временем к Элли Ней пришли такие качества, как уравновешенность и углубленность исполнения. Она стала исполнять музыку композиторов-романтиков, и стала одной из лучших ее интерпретаторов. Тонкость ее исполнения музыки Бетховена неизменно восхищала даже самых искушенных слушателей. Все оказывались заворожены глубокой погруженностью пианистки в музыку, поэтичностью и царственным спокойствием исполнения, осмысленностью и значительностью каждой музыкальной фразы. Эти качества пианизма Элли Ней особенно раскрывались в исполнении медленных частей сонат Бетховена: музыка под руками исполнительницы приобретала неповторимое обаяние, тихо светилась философской глубокой задумчивостью, текла, как река времени, река бетховенской мысли.

Музыкальные записи Элли Ней сохранили для потомков высокую простоту ее искусства. Даже не верится, что большинство из них сделаны в середине прошлого века. Вдумчивость, некая старомодность и наивность исполнения (в сочетании с техническими неполадками записывающих устройств) делают эти записи похожими на архивные.
Игра Элли Ней звучит нам издалека, будто из того времени, когда только-только началась эпоха грамзаписи. В то же время эта «старомодная» игра полна такой жизненной силы, правды и убедительности, настолько лишена рутины и штампов, преисполнена такого художественного вкуса, что там остается только поражаться исполнительству Элли Ней. Все это станет очевидным, если послушать, как она играет сонаты Бетховена, сочинения Моцарта и Шуберта, концерты Брамса, симфонические этюды Шумана.

Игра Элли Ней в воспоминаниях слушателя

Памятник Элли Ней в Германии

В качестве иллюстрации приведем цитату Ю.Мейер-Йостена, немецкого музыковеда, где он очень точно определяет место Элли Ней в музыкальном искусстве:

«Ее образ казался многим представителям музыкальной общественности (но отнюдь не публике) уже давно поблекшим, ее концерты — чистой формальностью, а ее игра — недостаточно техничной. Но так думали или говорили те, кто не слышал Элли Ней, те, кто повторял старые анекдоты о «вдове Бетховена», кто вовсе не хотел серьезно и объективно оценить деятельность этой значительной артистки. Конечно, у нее были свои особенности, определенная наивность, которая давала повод кое-кому объявить ее в наш технический век чуть ли не „живым анахронизмом»; но действительно непреходящими оставались и остаются ее сила высказывания, творческая фантазия, к счастью закрепленная на целом ряде пластинок. Она относилась к тем, естественно, редким личностям, которые олицетворяли непрерывность традиции, восходящей к истокам многих из исполнявшихся ею замечательных сочинений».

Помимо исполнительской, Элли Ней вела активную общественную деятельность. Ее стараниями в Бонне стали проходить регулярные фестивали, посвященные Бетховену. В этом городе (где она, как мы помним, получила базовое музыкальное образование) Элли Ней пользовалась огромным уважением, местные жители избрали ее почетной гражданкой города, также она была почетным президентом боннского Общества друзей музыки.

Послушайте записи игры Элли Ней, познакомьтесь с ее творческим наследием и биографией (еще при ее жизни в свет вышло несколько сборников и монографий, посвященных пианистке), и вы сможете сполна оценить глубину ее музыкального таланта.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад