Забытый талант ученика Моцарта (Антон Эберль)

Антон Эберль

Антон Эберль родился 13 июня 1765 года в Вене. Занимался фортепиано и композицией у нескольких преподавателей, в числе которых был Вольганг Амадей Моцарт. Помимо того, что Эберль был выдающимся композитором, так же он был пианистом первого ранга и активно гастролировал по Европе.

Он написал свыше 200 произведений почти во всех музыкальных жанрах — симфонии, увертюры, фортепианные концерты и сонаты, камерные произведения, кантаты, песни и многое другое. К сожалению, большинство его работ утрачена, и только его камерную музыку продолжают играть современные исполнители. Так например в 1999 году были записаны три симфонии Антона Эберля, которые были исполнены на Концерте в Кёльне, два его фортепианных концерта (соч. 32 и 40) были записаны в 2011 году в исполнении Паоло Джакометти и Рико Фукуда. Его концерт для двух фортепиано ор. 43 был записан с теми же исполнителями и выпущен в 2014 году.

Трио Антона Эберля для фортепиано, кларнета и виолончели, соч. 36, было охарактеризовано профессором Морисом Хинсоном как

«одно из самых удачных трио, написанных для такой комбинации инструментов во время периода классицизма»

Дружба или соперничество Эберля с Моцартом

Антон Эберль: Сонаты для фортапиано

Он был дружен с Вольгангом Амадеем Моцартом. Интересен тот факт, что некоторые произведения Эберля приписывают Моцарту, Еще более удивительным является то, что не было никаких протестов со стороны Моцарта против использования его имени, на композициях Эберля. Друг и ученик великого человека был слишком робок, чтобы воспрепятствовать этому, пока Моцарт не умер.

Наконец, он опубликовал следующее уведомление в широко читаемой немецкой газете того времени:

«Мне лестен тот факт, что некоторые мои сочинения знатоки музыки путают с произведениями великого Моцарта, но я никоим образом не могу позволить музыкальной общественности, и в дальнейшем оставаться в этом заблуждении».

Несмотря на это, его некоторые произведения до сих пор продолжают публиковать под именем Моцарта.

Мастерство Антона Эберля

На самом деле эта путаница сама по себе является надежным показателем того, на сколько его произведения хороши.

В 1805 году Берлинский музыкальный журнал написал отзыв по поводу исполнения его новой симфонии:

«Начиная с симфоний Моцарта, Гайдна и Бетховена, только эта симфония, может быть помещена рядом с ними».

Антон Эберль: Большой квинтет для фортепиано, кларнета и двух виолончелей, op. 41

Действительно, Симфония в ми-бемоль мажор Антона Эберля была впервые исполнена вместе с Героической симфонией №9 Людвига Ван Бетховена 7 апреля 1805 года и получила гораздо более положительные отзывы, чем произведение Бетховена.

Возможно, такая оценка была дана благодаря тому, что в своих произведениях Эберль пошел дальше своего учителя, его работы уже содержат в себе ростки раннего Романтизма.

Его Соната для фортепьяно G-mol несет в себе такие особенности музыкального языка, которые в будущем использовали композиторы Романтической школы — Франк, Шопен и Лист.

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад