Зачем нужны диезы и бемоли?

Диезы и бемолиМногих начинающих музыкантов удивляет обилие знаков альтерации, они недоумевают, зачем нужны диезы, бемоли, бекары, что с ними делать. Что ж, такова теория музыки. Ведь никому не приходит в голову спрашивать – а зачем нужны буквы и запятые.

Так же и в музыке. Надо изучить и понять ее структуру. И кстати, среди людей, сумевших овладеть теорией музыки и игрой на каком-то инструменте, дураков нет. Это как выучить иностранный язык – интеллект развивается на «ура». Впрочем, вернемся к нашей теме.

Итак, попробуем на пальцах объяснить такие тонкости как появление диезов, бемолей и бекаров.

Тон, полутон

Полутона на пианино

Между двумя любыми клавишами, стоящими рядом, расстояние называется полутоном.

Да-да, сначала немного об этих понятиях. Дело в том, что вся наша музыкальная грамота построена на полутоновом звучании. Вспомните лады на гитаре – каждый лад – это полутон. Если мы «поползем» по струне с лада на лад, то мы будем шагать по полутонам. А если перепрыгнем через один лад, то это уже тон. В пианино тоже есть полутона и тона.

Я условно обозначила все клавиши цифрами – так шагают по порядку, если бы на гитаре мы «ползли» подряд по ладам на какой-то струне. То есть между клавишами 1 и 2 – полутон, между 2 и 3 – тоже полутон, между 7 и 8 – полутон.

А вот между 6 и 8 – целый тон, т. к. там вмещаются два полутона. То есть, если между клавишами притаилась еще одна клавиша – это тон. Если при внимательном рассмотрении вы не обнаружили еще одну клавишу между двумя стоящими – это полутон. Постарайтесь это усвоить, ибо дальнейший материал со знаками альтерации — диезами, бемолями и бекарами — будет основан на понятиях полутонов.

Строение мажорной гаммы

Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») — строение мажорной гаммы.

Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.

В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.

Строение до мажора

Строение до мажора на клавиатуре

На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами

  • между 1 и 2  —  тон,
  • между 2 и 3 –  тон,
  • между 3 и 4 – полутон
  • между 4 и 5 – тон
  • между 5 и 6 – тон
  • между 6 и 7 – тон
  • между 7 и 1 — полутон

Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон,  полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.

Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:

Соль мажор

Строение гаммы соль мажор

Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,

  • между 1 и 2 – тон (нам так и надо)
  • между 2 и 3 – тон (все верно)
  • между 3 и 4 – полутон (того и ждем)
  • между 4 и 5 – тон (ожидаемо)
  • между 5 и 6 – тон (хорошо-то как)
  • между 6 и 7 – о как, если идти по красному направлению, то там образовывается полутон, а он нам не нужен. Чтобы не ломать формулу строения, то придется воспользоваться диезом и вместо «фа» взять «фа диез» – она обозначена цифрой 7. Тогда все сходится – между 6 и 7 – тон, как того требует формула,
  • между 7 и 1 – полутон – тоже все требования выполнены.

Вот и взялся наш первый диез. Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок.

фа мажор

Строение гаммы фа мажор

Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» — ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)

Анализируем.

  • Между 1 и 2 – тон
  • Между 2 и 3 – тон
  • Между 3 и 4 – полутон, если идти по черному направлению. Обратите внимание, что красным обозначен тон, а он нам всю формулу поломает, поэтому вместо белой клавиши «си» берем пониженную «си бемоль»
  • Между 4 и 5 – тон
  • Между 5 и 6 – тон
  • Между 6 и 7 – тон
  • Между 7 и 1 – полутон

Красота, все соответствует формуле.

Пару слов о бекарах

Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.

Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.
Видео версия сегодняшнего урока

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх