Камиль Сен-Санс — «второй Моцарт»

Камиль Сан-Санс

Камиль Сан-Санс

Пианист и композитор, педагог и дирижер, музыкальный критик, автор многочисленных книг по философии и литературе, член Французского астрономического общества – Камиль Сан-Санс.

Родился Камиль  9 октября 1835 года в Париже, в крестьянской семье. Отец, Жак-Жозеф Виктор  Сен-Санс, служил в Министерстве внутренних дел, что не мешало ему писать стихи. Мать была художницей. Когда Камилю было три года, отец его умер, и воспитанием мальчика занимались мама и двоюродная бабушка.

Мальчик оказался очень талантлив, и уже в возрасте трёх лет играл на фортепиано, а в возрасте девяти лет впервые выступил с Третьим фортепианным концертом Бетховена и Двадцать седьмым концертом Моцарта. Концерт увенчался большим успехом, так как Камиль играл концертную программу на память.

В 1848 году молодой Сен-Санс поступает в Парижскую консерваторию, а  в 1851 году заканчивает её с первой премией. Помимо музыки Камиль серьёзно увлекается литературой, французской историей, философией, древними языками и естественными науками, такими как математика, астрономия и археология.

Из консерватории Сен-Санс выходит уже известным музыкантом и автором многих сочинений, среди которых скерцо для камерного оркестра, симфония A-dur, хоры и множество романсов.

В 1852 году он получает первый приз на конкурсе Общества святой Цецилии в Бордо за «Оду к Святой Цецилии». С 1853 года работает в разных соборах Парижа, продолжая писать романсы, работая над фортепианным квинтетом. В 1857 году выходит в свет его симфония «Urbs Roma», которая получает премию общества Святой Цецилии. В этом же году в Парижской церкви Мадлен Камиль получает должность органиста, которую занимает в течение двадцати лет.

В скором времени способность к органной импровизации Сен-Санса покоряет Европу. Успех даёт ему возможность сблизиться с такими известными европейскими музыкантами того времени, как Полина Виардо, Шарлем Гуно, Джоаккино Россини, Гектор Берлиоз.

Сен-Санс не ограничивает себя игрой на органе, он пишет теоретические труды, редактирует и издает произведения старых мастеров, также выступает как пианист и дирижёр. Становится одним из педагогов и основателей Национального музыкального общества. Первым во Франции исполняет симфонические поэмы Листа.

Камиль Сен-Санс - портрет

Камиль Сен-Санс. Портрет 1903 года

С 1860 года сочинения Сен-Санса получают премии на престижных композиторских конкурсах. Он приобретает широкую популярность как композитор и пианист. А с 1870 года выступает как критик. Его публикации пользуются большим успехом.

В ноябре 1875 года, по приглашению Русского музыкального общества, выступает с концертами в Санкт-Петербурге, где знакомится с Н. Рубинштейном и П. Чайковским.

После приезда из России, в 1877 году, композитором была поставлена опера «Серебряный колокольчик», за которую он получил сто тысяч франков от мецената Альберта Либона.

В конце 19 века Сен-Санс признан одним из лучших композиторов-современников не только Франции, но и Англии, и США. В Лондоне он выступает с концертами, на которых присутствует сама королева Виктория. В 1886 году, по заказу Лондонского филармонического общества, композитор создаёт самое известное своё оркестровое сочинение — Третью симфонию c-moll ( имеющую  второе название «Симфония с органом»).

Что касается личной жизни Камиля, то она была не  такой успешной, как музыкальная. В 1875 году Сен-Санс женится без согласия матери на Мари-Лор Трюффо. У них рождаются два сына, но оба вскоре погибают. И уже в 1881 году Сен-Санс покидает свою жену.

Последние свои годы Камиль Сен-Санс проводит, гастролируя, как пианист и дирижёр, по Франции и за границей. Последние концерты он даёт в августе 1921 года. Умер композитор в Алжире, в довольно-таки преклонном возрасте, а тело его было перевезено в Париж и похоронено на кладбище Монпарнас.

Самые популярные сочинения:

Оперы

  • «Желтая принцесса»
  • «Серебряный колокольчик»
  • «Самсон и Далила»
  • «Прозерпина»
  • «Фринея»
  • «Елена»
  • «Предок»

Сочинения для оркестра

  • Симфония №1 Es-dur
  • Симфония №2 a-moll
  • Симфония №3 c- moll

Симфонические поэмы

  • «Прялка Омфалы»
  • «Фаэтон»
  • «Пляска смерти»
  • «Юность Геракла»

Концерты

  • Пять концертов для фортепиано с оркестром
  • Три концерта для скрипки с оркестром
  • Два концерта для виолончели с оркестром

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх