Людвиг ван Бетховен — великий пианист и импровизатор своего времени


Л. Бетховен
Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – немецкий композитор и пианист. Занимал важное место в западной музыке на рубеже классической и романтической эпох, он остается одним из самых известных и влиятельных композиторов.

Соответственно приземистому и крепкому телосложению, у Бетховена была широкая рука с довольно толстыми пальцами, не особенно растяжимыми и проворными по природе, которая, видимо, и не предполагала делать из своего детища пианиста-виртуоза. То не была ни худощаво-артистическая рука Листа, похожая на стального паука, ни нервная, женственная рука Шопена, которую Жорж Санд называла «бархатной лапкой».

Учеба Бетховена фортепианному искусству

Л. Бетховен (детство)
Портрет 13-летнего Бетховена

Бетховен начал учиться фортепианной игре с четырех- или пятилетнего возраста у своего отца, Иоганна Бетховена, который намеревался сделать из сына «вундеркинда», вроде Моцарта. Обыватели г. Бонна видели малютку-Бетховена на скамеечке у клавикорда, когда он разливался гаммами и слезами. Тенор боннского церковного хора Тобиас Пфейфер дал насколько уроков Бетховену, когда тому было лет девять.

Главным преподавателем фортепианного искусства в детстве и отрочестве Бетховена был Христиан Нэфе (1748-1798). В своей биографии Нэфе сообщает, что как пианист он был почти самоучкой. А знания фортепианной техники он почерпнул из учебника К.Ф.Э. Баха «Опыт руководства к правильной фортепианной игре». В дальнейшем и он преподавал по этому учебнику. Бетховен со временем тоже рекомендовал этот учебник своему ученику, пианисту Карлу Черни.

У Нэфе Бетховен начал заниматься с 1781 года, когда ему было 11 лет, после неудачных выходов в качестве «вундеркинда».

Людвиг ван Бетховен - великий пианист и импровизатор своего времени
Юный Людвиг ван Бетховен за роялем

К.Ф.Э. Бах требует в своем учебнике от пианиста «округления пальцев при слабом напряжении мускулов», т.е. более или менее правильной постановки руки, — причем дает либеральный совет, в котором чувствуется грядущая эмансипация всей руки до мускулов лопатки включительно, впоследствии проповедовавшаяся Листом: Для усиления удара можно и подымать руки, — но только нельзя рубить, подобно дровосеку». Этот пианистический либерализм мог быть только полезен Бетховену, уже настолько преуспевшему в пианизме через год занятий с Нэфе, что в 1782 году, когда неудачному вундеркинду было 12 лет, он был приглашен пианистом в курфюртский оркестр.

Участие в оркестре и усиленные упражнения на органе привели к тому, что, во время пребывания в Бонне, игра Бетховена была, по словам Вегера, резковата и грубовата. Исполнять как следует «пиано» он научился лишь в год своего совершеннолетия — 1791 г., послушав в Мергентхейме галантную и женственно-мягкую передачу пианиста Штекеля.

Выступления Бетховена-пианиста

Игра Бетховена в Бонне производила сильное впечатление, главным образом, благодаря оригинальной и выразительной фразировке. К безыдейной и бездушной виртуозности композитор с малых лет до старости относился с отвращением.

Людвиг ван Бетховен - великий пианист и импровизатор своего времени
Людвиг ван Бетховен играет Моцарту

Играл он в Бонне преимущественно на клавикордах со стволиками пера, щиплющего струны. Молоточковые фортепиано аугсборгского Штейна появились в Бонне с 1787 года. В этом же году Бетховен получил в дар от графа Фердинанда Вальдштейна молоточкое крыловидное фортепиано (флигель) вроде Штейновского. И с переездом в Вену в 1800 году, бетховен стал играть исключительно на таких инструментах – молоточковых фортепиано Штейна, Вальтера (этого рода флигели он предпочитал прочим), Эрара, Графа и Бродвуда.

Со времени названного переезда в Вену, т.е. с 1792 года, начинаются главные успехи 22-летнего Бетховена как исполнителя. Он явился из Бонна законченным, по своему времени, виртуозом и сразу был признан в дунайской столице первоклассным пианистом, особенно сильным в импровизации. Удивляло венцев также и мастерское чтение Бетховеном с листа, за фортепиано, оркестровых партитур, и незаурядное для конца 18-го века умение при игре транспонировать пьесу на полутон выше или ниже.
Аббат Желинек заявлял, что кроме как у Моцарта, ни с кем Бетховена как пианиста сравнивать невозможно.

Людвиг ван Бетховен - великий пианист и импровизатор своего времени
Бетховен, предпочитая интимный кружок слушателей эстрады

Бетховен лучше всего фантазировал за фортепиано в полном одиночестве. Следовательно, он не был прирожденным пианистом в том смысле, в каком говорит об этом типе музыканта Антон Рубинштейн, полагающий, что виртуоз по призванию только тот, кто играет на публике лучше, чем в одиночестве.

Бетховен, предпочитая интимный кружок слушателей эстрады (с особой охотой он играл в доме Свитена фуги «Хорошо темперированного клавира» И.С.Баха), однако не чуждался и публичных выступлений в качестве пианиста. Впервые он концертировал в Вене в 1795 году в «Академии» (как тогда назывались музыкальные собрания) «Общества музыкантов», исполнив свой Фортепианный концерт C-dur. В том же году отправился в четырехлетнее концертное турне по Нюрнбергу, Праге, Берлину, Дрездену и Лейпцигу. Играл он в нем почти исключительно собственные сочинения.

На вершине пианистической славы

В 1790-х годах, т.е. в двадцатилетних годах своей жизни, Бетховен считался одним из лучших пианистов, и имя его называли наряду с именами фаворитов публики и героев тогдашнего пианизма – бравурного Вёльфля, элегантного Желинека, Липавского, прекрасно исполнявшего фуги Баха. Желинек, по словам Черни, признавал себя побежденным в конкуренции с Бетховеном. Он однажды воскликнул: «В этом молодом человеке сидит Сатана! Никогда я не слышал подобной игры! Он импровизировал на предложенную мною тему так, как и Моцарт при мне не фантазировал. Затем сыграл несколько собственных своих сочинений, чудесных и величественных, о трудностях и эффектах, им преодолеваемых, я доныне и не мечтал».

Людвиг ван Бетховен - великий пианист и импровизатор своего времени
Игра Бетховена чрезвычайно блестяща, но менее деликатна и иногда неопределенна

Серьезно конкурировать с Бетховеном мог только Вёльфль, с его чудовищными руками, растянутыми свыше децимы. Оба состязались у меломана Зейфрида в 1798 году.
«Всеобщая музыкальная газета» в апрельском номере 1799 года по этому поводу пишет: «Игра Бетховена чрезвычайно блестяща, но менее деликатна и иногда неопределенна. Всего сильнее он в свободном фантазировании».

Из других источников мы знаем, что «неопределенность» игры обусловливалась злоупотреблением педали. Также и другие современники отмечали, что игре Бетховена не доставало моцартовских качеств – законченности, спокойствия и деликатности, но восхищались силою и темпераментом пианиста.

Полного апогея пианистическое искусство Бетховена достигает в 1799-1800 годах. Весною 1799 г. Он концертировал с контрабасистом Драгонетти. В апреле 1800 года он выступал на сцене с валторнистом Пунто, для которого написал сонату. К этому времени относится его победа над пианистом Штейбельтом в состязании в салоне графа Фриса.
С успехом росло и артистическое самосознание. Однажды Бетховен, во время игры которого стали разговаривать, вскочил из-за фортепиано со словами: «Для таких свиней я играть не стану!»

Лучшая из смертей пианиста

Людвиг ван Бетховен - великий пианист и импровизатор своего времени
А затем начались годы постепенного усиления глухоты

А затем начались годы постепенного усиления глухоты и упадка пианизма. Уже в 1803 году венские музыкальные рецензенты остались недовольны исполнением композитора его фортепианного концерта C-moll. Бетховен стал «колотить» и злоупотреблять tempo rubato, и с венской эстрады понемногу его, как пианиста, вытеснили в начале девятнадцатого века новые любимцы публики: Гуммель, госпожа Ауэрнгаммер, аббат Фоглер и другие.

Последним пианистическим публичным успехом 33-летнего Бетховена в конце 1803 году было долгое фантазирование в партии квинтета, раздражившее прочих, сведенных на «нет», исполнителей, но восхитившее публику.

Пианист в том же году умер лучшею из смертей, доступною виртуозам – он преобразился в композитора.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий