Забытый талант ученика Моцарта (Антон Эберль)


Забытый талант ученика Моцарта (Антон Эберль)
Антон Эберль

Антон Эберль родился 13 июня 1765 года в Вене. Занимался фортепиано и композицией у нескольких преподавателей, в числе которых был Вольганг Амадей Моцарт. Помимо того, что Эберль был выдающимся композитором, так же он был пианистом первого ранга и активно гастролировал по Европе.

Он написал свыше 200 произведений почти во всех музыкальных жанрах — симфонии, увертюры, фортепианные концерты и сонаты, камерные произведения, кантаты, песни и многое другое. К сожалению, большинство его работ утрачена, и только его камерную музыку продолжают играть современные исполнители. Так например в 1999 году были записаны три симфонии Антона Эберля, которые были исполнены на Концерте в Кёльне, два его фортепианных концерта (соч. 32 и 40) были записаны в 2011 году в исполнении Паоло Джакометти и Рико Фукуда. Его концерт для двух фортепиано ор. 43 был записан с теми же исполнителями и выпущен в 2014 году.

Трио Антона Эберля для фортепиано, кларнета и виолончели, соч. 36, было охарактеризовано профессором Морисом Хинсоном как

«одно из самых удачных трио, написанных для такой комбинации инструментов во время периода классицизма»

Дружба или соперничество Эберля с Моцартом

Забытый талант ученика Моцарта (Антон Эберль)
Антон Эберль: Сонаты для фортапиано

Он был дружен с Вольгангом Амадеем Моцартом. Интересен тот факт, что некоторые произведения Эберля приписывают Моцарту, Еще более удивительным является то, что не было никаких протестов со стороны Моцарта против использования его имени, на композициях Эберля. Друг и ученик великого человека был слишком робок, чтобы воспрепятствовать этому, пока Моцарт не умер.

Наконец, он опубликовал следующее уведомление в широко читаемой немецкой газете того времени:

«Мне лестен тот факт, что некоторые мои сочинения знатоки музыки путают с произведениями великого Моцарта, но я никоим образом не могу позволить музыкальной общественности, и в дальнейшем оставаться в этом заблуждении».

Несмотря на это, его некоторые произведения до сих пор продолжают публиковать под именем Моцарта.

Мастерство Антона Эберля

На самом деле эта путаница сама по себе является надежным показателем того, на сколько его произведения хороши.

В 1805 году Берлинский музыкальный журнал написал отзыв по поводу исполнения его новой симфонии:

«Начиная с симфоний Моцарта, Гайдна и Бетховена, только эта симфония, может быть помещена рядом с ними».

Забытый талант ученика Моцарта (Антон Эберль)
Антон Эберль: Большой квинтет для фортепиано, кларнета и двух виолончелей, op. 41

Действительно, Симфония в ми-бемоль мажор Антона Эберля была впервые исполнена вместе с Героической симфонией №9 Людвига Ван Бетховена 7 апреля 1805 года и получила гораздо более положительные отзывы, чем произведение Бетховена.

Возможно, такая оценка была дана благодаря тому, что в своих произведениях Эберль пошел дальше своего учителя, его работы уже содержат в себе ростки раннего Романтизма.

Его Соната для фортепьяно G-mol несет в себе такие особенности музыкального языка, которые в будущем использовали композиторы Романтической школы — Франк, Шопен и Лист.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий