Побочные трезвучия, ладовые тяготения, устойчивые-неустойчивые ступени (Урок 6)

Итак, на прошлом уроке мы остановились на аккордах главных ступеней лада. В этом уроке мы попробуем разобраться в том, что же такое аккорды побочных ступеней, или побочные трезвучия, как они строятся и зачем вообще они нужны.

Трезвучия, которые строятся на II, III, VI и VII ступенях — называются побочными, потому что «имеют в ладу второстепенное значение» (это цитата из официального учебника). То есть, на всех ступенях, кроме I, IV и V (главные ступени), мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются«побочными».

Если вы усердны, попробуйте проделать такое построение в известных вам ладах: До мажор, Соль мажор и Фа мажор. Напомню, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. То есть в До мажоре аккорды будут строиться на всех белых клавишах, в Соль мажоре вместо фа будет фа-диез, а в Фа мажоре вместо си будет си-бемоль.

Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

  1. Трезвучия побочных ступеней,  а именно трезвучия на III и VI ступени, как правило, имеют противоположную окраску (у вас должны были получиться минорные трезвучия в мажорных ладах).
  2. На вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия — одно также с противоположным ладом, а второе — уменьшенное. В мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII – уменьшенное. В миноре картина несколько иная, но об этом я расскажу на другом занятии.

 

 

То есть разные трезвучия лада имеют различную окраску, и окраска эта зависит от ступеней, входящих в состав данного трезвучия. Примерно так же складывается ваше сиюминутное настроение. Оно является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, которые вы испытываете на данный момент. И если изменить хотя бы одну составляющую вашего настроения – и все настроение становится несколько иным, верно?

Например, вы попали на цветочную поляну, вы радуетесь пестроте цветов, слышите жужжание насекомых, радуетесь солнышку. Но вот как раз солнышко слишком сильно бьет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно вам надеть панаму — и ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить прохладной воды — сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе…

Так же складывается и окраска — уникальная, неповторимая! — любого созвучия. От окраски каждого его звука в отдельности. Поэтому устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько — неустойчивых звуков.

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, когда говорили об устойчивых ступенях лада и опеваниях.

Сейчас я попытаюсь немного дополнить ваши знания в этой области.

В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство «тяготения» и «устойчивости». Например, I ступень, тоника — самый устойчивый звук лада. Это означает, что, встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности.

II ступень — звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет «разрешением». И так далее — все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:

  • I ступень — самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
  • II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике;
  • III ступень — устойчивость немного слабее, тяготение почти отсутствует;
  • IV ступень — неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой;
  • V ступень — устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
  • VI ступень — неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени;
  • VII — самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого.

Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков — устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие — самое устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени более устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Процесс сочинения музыки — как ее мелодии, так и гармонии — в принципе сводится к двум началам: вы создаете напряженность (неустойчивость), и вы ее разрешаете. И именно поэтому слушателю становится интересно слушать вашу музыку, и он ищет возможность ее услышать снова и снова…

Давайте попробуем ощутить все нюансы напряженности и устойчивости на примерах:

 

Надеюсь, у вас все получилось, и вы во всей полноте ощутили все нюансы этих произведений 🙂

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *

  1. Darina:

    хочу следующий урок

  2. admin:

    Постараемся на днях выложить продолжение

  3. zdrastvujte,s uspexom vspominaju notnuju gramotu,ogromnoe spasibo!!!O4enj zdu sledu6ix urokov.. 😉

  4. admin:

    Здравствуйте, Елена! На этой неделе, даст Бог, опубликуем продолжение. И Вам спасибо за обратную связь.

  5. Darina:

    а в продолжении вы можете написать полное содержание аккордрв

  6. admin:

    Постараемся удовлетворить ваше пожелание. Ищите информацию в Уроке №7 в ближайшее время.

  7. Наталия:

    Во втором пункте в тональности фа-мажор аббревиатура аккорда Hm должна быть Am. И следующий за ним си с бемолем изображается Bb?

  8. admin:

    Спасибо, Наталья! Hm исправили, извините за описку. B – в разных вариантах буквенных обозначений обозначается по-разному: там, где нотой Си считают H, там Си-бемоль – В, а где нотой Си считают В, там Си-бемоль – Вb. Пожалуй, бемоль тоже уберем.

  9. Наталия:

    Добрый день!
    Опять вас потревожу:) В аккордах Memory в самом начале стоит до, потом ля мажор, а на нотном стане они выглядят одинаково, опечатка.

    И такой вопрос по уроку: в прошлый раз вы говорили, что устойчивые ступени 1, 4 и 5, а в этом уроке получается, что 1, 3 и 5. Проясните, пожалуйста.

  10. Наталия:

    Пардон, в песне аккрорд ля-минор.

  11. admin:

    В Memory действительно опечатка, но в первом аккорде, там вместо аккорда С аккорд Am, сейчас исправим.
    I, IV и V ступени – это главные ступени лада, на них строятся главные трезвучия лада, а I, III и V – это самые устойчивые ступени. Это большая разница.

  12. Игнат:

    Что значит обозначение «P» в первом такте Естудей в бассовом ключе над аккордом F ??? И далее «MF» ??? Спасибо.

  13. admin:

    Этими символами обозначается динамика (громкость) произведения. Р (пиано) – тихо, F (форте) – громко, а m (меццо) – не очень, mp – не очень тихо, mf – не очень громко. Нюансам в музыке будет посвящена отдельная тема.

  14. Игнат:

    Спасибо большое. А то я уже испугался)

  15. Игнат:

    Автор, в песне Естудей, в первой строчке в басовом ключе (второй такт) Аккорд Ем обозначен нотами Ми, Соль и Ля, а должен быть Ми , Соль и СИ , если я не ошибаюсь..

  16. admin:

    Нет, там все правильно. Такой же аккорд появляется в 8 такте (после репризы), но обозначен он уже Gm. Такая гармонизация задумана автором. Это уже более сложные виды аккордов, речь о которых будет идти в следующих уроках. Но т.к. вы их еще не знаете в буквенном обозначении, даны более простые аккорды (без наворотов).

  17. admin:

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх