Мажорные гаммы, интервалы, устойчивые ступени, опевание (Урок 3)

На этом этапе освоения Самоучителя игры на пианино мы продолжим изучать мажорные гаммы, точнее, оставшихся мажорных гамм, играющихся от белых клавиш. Надеюсь, вы уже достаточно освоились с сольфеджио и фортепианной клавиатурой, так как теперь вам придется подбирать гаммы, которые будут записаны именно в виде нот.

В уроке № 2 вы узнали о До мажорной, Фа мажорной и Соль мажорной гаммах. Осталось выучить еще 4 гаммы: Ре, Ми, Ля и Си мажорные. По сути, все они играются по одинаковой и уже известной вам схеме: Тон – Тон – Полутон – Тон – Тон – Тон – Полутон. При написании на нотном стане их отличия будут заключаться в том, какие черные клавиши (диезы и бемоли)  будут использоваться в той или иной гамме.

Для начала попробуйте, ориентируясь на схему 2 Тон – Полутон — 3 Тон – Полутон и на собственный слух, подобрать гаммы.

Ре-мажор

Тональность ре-мажор

В этой тональности, как видите, используются «чёрные» клавиши Фа # и До #

Клавиши пианино

Ми-мажор

 Тональность ми-мажор

Клавиши пианино

Ля-мажор

Тональность ля-мажор

Клавиши пианино

Си-мажор

 Тональность си-мажор

Клавиши пианино

Вам остаётся только выучить гаммы и научиться играть их быстро и ритмично. Практика, практика и ещё раз практика!

Интервалы – это расстояние между двумя нотами, без их знания невозможно впоследствии будет импровизировать.

Напоминаю, что полтона (0,5 тона) – это движение на одну клавишу, тон (1) – движение на 2.

 Интервалы пианино

Так интервалы будут выглядеть на нотном стане (с примы по октаву)

 Интервалы сольфеджио

В музыкальных школах, играя интервалы, ученикам предлагают определить их на слух. Конечно, в домашних условиях это труднореализуемо, но вы можете, играя интервалы, самостоятельно пробовать запоминать их звучание. Также в музыкальных школах практикуют нотные диктанты и пение, которые необходимы для развития слуха. Преподаватель играет определенные ноты, и ученикам сначала требуется понять, что он сыграл – гамму, устойчивые ступени или опевание (впоследствии вариантов будет намного больше), после этого ученикам нужно определить количество нот в такте и расставить тактовые черты, в самом конце даётся задание транспонировать (то есть из До мажорной гаммы переписать весь диктант в Си мажор, например).

Устойчивые ступени необходимы для построения аккордов. 1-3-5 играемые ноты – так называемые устойчивые. В До мажорной гамме это ноты До – Ми — Соль, в Ре мажорной: Ре – Фа # — Ля.

Опевание – здесь всё просто, необходимо просто пропеть ноты, которые соседствуют с той, что вам дали. Опевания бывают сверху и снизу. В опевании сверху ноты До все будет выглядеть следующим образом: Ре-Си-До; снизу: Си-Ре-До. С нотой Ре опевание сверху будет таким: Ми-До # (пропевать слово диез не нужно) – Ре; снизу: До (#) – Ми – Ре.

К сожалению, это — один из тех случаев, когда пригодилась бы помощь учителя, однако если у вас нет такой возможности, то пусть у вас будут хотя бы общие знания о таких небесполезных вещах. На устойчивые ступени и интервалы обратите особое внимание, потом без них будет не обойтись. Не забывайте играть гаммы, и путь к успеху вам обеспечен!

Ну, а если вы — прилежный ученик и хорошо усвоили материалы урока (после многочасовых упражнений), милости просим на следующий, четвертый, урок  под названием Запись и воспроизведение нотного текста.

Порекомендуйте друзьям.

Чтобы не пропустить новые интересные статьи с нашего сайта - подпишитесь на обновления по электронной почте
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *
Город: *

  1. Константин:

    великолепные уроки! совсем не похожие на другие он лайн уроки! очень жду продолжения
    Может еще коротенькие видео появятся? минут на пять, исключительно для примеров, тех же тактов

  2. Юлия:

    Здравствуйте! Это просто великолепные уроки!! Спасибо вам! Каждый урок не изматывает, а вдохновляет! Очень-очень жду новых уроков!:) А когда они будут?

  3. admin:

    Спасибо, Юлия!)
    Со следующей недели ожидайте появления новых уроков.
    Успехов Вам в обучении!

  4. Наталия:

    Спасибо за уроки! Очень интересная и легкая манера подачи материала. Учу заново давно забытое уменье…
    Небольшие видео были бы только в помощь, например, по тем же интервалам, тонам и полутонам.

  5. Игнат:

    Автор,поясни следующее, плиз… Когда я беру чистую кварту в Фа мажоре ( ведь каждый итервал может находится в определенной гамме, так? ) , это значит , что я нажимаю ноты Фа и Ля диез разом? Или это значит что я нажимаю ноты Фа, Соль, Ля и Ля диез?

  6. admin:

    Интервал – это расстояние между двумя нотами. В кварте 2,5 тона, её можно взять от любой ноты. Если это будет от ноты «Фа», то конечной будет нота «Си-бемоль», но не «Ля-диез». Хоть по звучанию они и одинаковые, но по написанию – совсем разные. А в теории гармонии это имеет очень большое значение. При составлении интервалов учитывается не только то, сколько в нем содержится тонов, но и то, сколько в нем ступеней. В кварте их 4. А если взять интервал «фа-ля#», то это будет уже увеличенная терция. Терция, потому что в интервале 3 ступени, а увеличенная, потому что в большой терции 2 тона, а здесь на пол тона больше.
    Да, и еще: в Фа-мажоре нет ноты Ля-диез, есть только Си-бемоль. Повторюсь, что в музыке, как и в русском языке, написание имеет большое значение.

  7. Игнат:

    Но, автор, в твоей схеме с интервалами нет такого понятия, как увеличенная терция! Есть только БОЛЬШАЯ терция и в ней всего два тона ( н-р, от Фа до Ля ) Почему «увеличкнной терции» нет в схеме, если она существует?? Про несуществование Ля-диез в Фа мажоре понял, спасибо.

  8. Игнат:

    И еще- как играется интервал? По крайним клавишам, или зажимать надо все клавиши в интервале?

  9. admin:

    Вопрос закономерен.
    Каждый интервал определяется двумя величинами – количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал (прима=1 ступень, секунда=2 ступени, терция=3, кварта=4, квинта=5, секста=6, септима=7, октава=8). Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал (это есть в таблице Урока).
    По качеству интервалы начинают делиться на малые, большие и чистые. Чистыми интервалами являются прима (ч1), кварта (ч4), квинта (ч5) и октава (ч8). Все остальные могут быть малыми и большими (м2, б2, м3, б3, м6, б6, м7, б7). Все вместе они называются «Диатоническими интервалами».
    Каждый интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на полутон одной из образующих его нот. Для этого таблицу составлять не надо. Эти интервалы являются «Хроматическими». На первых порах они Вам не понадобятся.
    Зачем нужны знания о диатонических интервалах? Для того, чтобы в дальнейшем можно было понять, как строятся различные виды аккордов.

  10. admin:

    Как измеряется длина? Берутся две крайние точки. Интервал — это тоже расстояние. Конечно, по крайним клавишам, которые берутся одновременно или последовательно.

  11. admin:

    К сожалению, пока материальные ресурсы не позволяют нам готовить видео-уроки. Надеюсь, когда-нибудь ваше пожелание сбудется 🙂

  12. Игнат:

    все понял, большое спасибо за терпение в разъяснении.. Буду дальше внимательно изучать твои уроки.

  13. Марина:

    Зачем нужны эти интервалы и как их понять?? Я вообще ни во что не въехала(( Помогите, снова

  14. admin:

    Это пока надо просто выучить наизусть. А зачем — это объясняется в следующих уроках. Без знания интервалов, конечно, можно будет тупо играть по нотам, но не более.

  15. Марина:

    Хорошо, буду следовать вашим указаниям)) Спасибо)

  16. Елена:

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как играется си-мажорная гамма для левой руки? В общем порядке, описанном в первом уроке, совсем не удобно. И сохраняется ли указанный вами в первом уроке порядок игры ре, ми, ля-мажорных гамм для левой и правой руки или существуют какие-нибудь нюансы? Спасибо за ответ.

  17. admin:

    Си-мажорную гамму вам играть еще рано. Пальцы для игры этой гаммы даны в таблице урока №8.

  18. Лира:

    А вы можете показать как делать интервальную дорожку?

  19. admin:

    Что вы имеете ввиду? Поконкретней.

  20. анжелика:

    помогите мне пжалйуйста получается так что 3,5 ступени это 4 тона и так далее

  21. анжелика:

    срочно помогите

  22. admin:

    Не совсем понятен вопрос. Ступени не бывают с половинным значением. Ступеней всего семь – I, II, III, IV, V, VI, VII, и обозначаются они только латинскими цифрами. 4 тона содержит в себе интервал малой септимы (м6). Но при этом если говорить о количестве ступеней в интервале, то 3 ступени в себе содержит терция – они бывают малыми (1,5 тона), большими (2 тона), уменьшенными (1 тон) и увеличенными (2,5 тона)

  23. Алиночка:

    Здравствуйте,а мне нужны ноты интервала(терции)от до мажор- до-ми,ре-фа!У вас есть такие?

  24. admin:

    Вопрос поступил, очевидно, от ученицы музыкальной школы? Видимо, задание заключается в следующем — построить и определить интервал терции в до-мажоре. У нас эти интервалы есть, и на пианино они есть… Вопрос в другом — в знаниях учащегося 🙂 Такие задания надо выполнять самостоятельно. Просто построить интервал терции от всех белых клавиш и определить какие это терции — большие или малые?

  25. Ольга:

    Здравствуйте, я так поняла что на нотном стане интервалы даны не с примы по септиму, а с приму по октаву, т.к. их 8: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Или я что-то не так думаю?

  26. admin:

    Да, все верно, эта была описка. Благодаря Вашей бдительности ошибка исправлена.

  27. admin:

    Комментарии у этому уроку закрыты. Задавайте свои вопросы в нашей группе ВКонтакте: vk.com/propianino


Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.

Наверх

MAXCACHE: 0.94MB/0.00044 sec