Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они — Бетховен, Моцарт и Гайдн — так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством Моцарта и учился у Гайдна. Но о личности этого великого композитора мы уже рассказывали в других статьях.
Сейчас у нас несколько иная задача — лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.
Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.
Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора — в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.
Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.
Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.
В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.
По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.
Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.
Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.
Содержание статьи
Творчество композитора насчитывает:
104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 2 оратории, 14 месс и 24 оперы.
Вокальные произведения:
Оперы
- «Хромой бес», 1751 г.
- «Орфей и Эвридика, или душа философа», 1791 г.
- «Аптекарь»
- «Лунный мир», 1777 г.
Оратории
- «Сотворение мира»
- «Времена года»
Симфоническая музыка
- «Прощальная симфония»
- «Оксфордская симфония»
- «Траурная симфония»