Многих начинающих музыкантов удивляет обилие знаков альтерации, они недоумевают, зачем нужны диезы, бемоли, бекары, что с ними делать. Что ж, такова теория музыки. Ведь никому не приходит в голову спрашивать – а зачем нужны буквы и запятые.
Так же и в музыке. Надо изучить и понять ее структуру. И кстати, среди людей, сумевших овладеть теорией музыки и игрой на каком-то инструменте, дураков нет. Это как выучить иностранный язык – интеллект развивается на «ура». Впрочем, вернемся к нашей теме.
Итак, попробуем на пальцах объяснить такие тонкости как появление диезов, бемолей и бекаров.
Содержание статьи
Тон, полутон
Да-да, сначала немного об этих понятиях. Дело в том, что вся наша музыкальная грамота построена на полутоновом звучании. Вспомните лады на гитаре – каждый лад – это полутон. Если мы «поползем» по струне с лада на лад, то мы будем шагать по полутонам. А если перепрыгнем через один лад, то это уже тон. В пианино тоже есть полутона и тона.
Я условно обозначила все клавиши цифрами – так шагают по порядку, если бы на гитаре мы «ползли» подряд по ладам на какой-то струне. То есть между клавишами 1 и 2 – полутон, между 2 и 3 – тоже полутон, между 7 и 8 – полутон.
А вот между 6 и 8 – целый тон, т. к. там вмещаются два полутона. То есть, если между клавишами притаилась еще одна клавиша – это тон. Если при внимательном рассмотрении вы не обнаружили еще одну клавишу между двумя стоящими – это полутон. Постарайтесь это усвоить, ибо дальнейший материал со знаками альтерации — диезами, бемолями и бекарами — будет основан на понятиях полутонов.
Строение мажорной гаммы
Представьте человеческое тело – две руки, две ноги, есть голова, внутренние органы и т. д. То есть существует некий костяк, единый для всех. Так же и в теории музыки – есть костяк, на который опираются все музыканты. И один из «костяков» (нет-нет, не «косяков», именно – «костяков») — строение мажорной гаммы.
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
В одной из статей мы разбирали гамму до мажор. Давайте освежим ее в памяти.
На рисунке До мажорная гамма обозначена цифрами. Согласно строению мажорной гаммы между клавишами
- между 1 и 2 — тон,
- между 2 и 3 – тон,
- между 3 и 4 – полутон
- между 4 и 5 – тон
- между 5 и 6 – тон
- между 6 и 7 – тон
- между 7 и 1 — полутон
Вот и получается, что любимая гамма, исполняемая по белым клавишам, имеет строение то, которое сложилось веками – тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон. И любая мажорная гамма будет строиться именно по такой схеме.
Теперь возьмем другую гамму – скажем, соль мажор. Теперь цифру 1 переместим на клавишу «соль», цифру 2 – на «ля» и т. д. Смотрим рисунок:
Все, что подписано черным – правильно, а красным – неправильно, только для примера. Итак,
- между 1 и 2 – тон (нам так и надо)
- между 2 и 3 – тон (все верно)
- между 3 и 4 – полутон (того и ждем)
- между 4 и 5 – тон (ожидаемо)
- между 5 и 6 – тон (хорошо-то как)
- между 6 и 7 – о как, если идти по красному направлению, то там образовывается полутон, а он нам не нужен. Чтобы не ломать формулу строения, то придется воспользоваться диезом и вместо «фа» взять «фа диез» – она обозначена цифрой 7. Тогда все сходится – между 6 и 7 – тон, как того требует формула,
- между 7 и 1 – полутон – тоже все требования выполнены.
Вот и взялся наш первый диез. Чтобы обосновать важность бемолей, покажу еще одну картинку с другой тональностью – фа мажор. Смотрим рисунок.
Цифру один плавно перемещаем на ноту «фа» — ведь теперь она становится тоникой, а значит – первой. (Если кто не понимает, почему я так циферки перемещаю, то посмотрите эту статью)
Анализируем.
- Между 1 и 2 – тон
- Между 2 и 3 – тон
- Между 3 и 4 – полутон, если идти по черному направлению. Обратите внимание, что красным обозначен тон, а он нам всю формулу поломает, поэтому вместо белой клавиши «си» берем пониженную «си бемоль»
- Между 4 и 5 – тон
- Между 5 и 6 – тон
- Между 6 и 7 – тон
- Между 7 и 1 – полутон
Красота, все соответствует формуле.
Пару слов о бекарах
Бывает, что муза композитора посещает как-то необычно, и хочется ему вместо «правильного» диеза, что повышает ноту, или бемоля, который понижает, отменить их. Ну вот в той строчке было, а в этой – уже он не хочет. Такое сплошь и рядом.
Вот для таких отмен и придуман бекар – знак, который отменяет диез или бемоль. У нас 12 мажорных гамм, и все они до единой строятся по одной и той же формуле, от какой бы ноты мы ее ни строили. А чтобы ее нечаянно не сломать, и нужны все эти диезы, бемоли и бекары.
Видео версия сегодняшнего урока
Здравствуйте! А почему, например, в гамме фа мажор диез называют си бемоль? почему не ля диез? есть какое-то правило?
В музыке существуют бемольные и диезные мажорные и минорные тональности. Для каждой из тональностей характерны свои ключевые знаки. В тональности фа мажор при ключе стоит си — бемоль ( эта тональность является бемольной тональностью ). Существует еще тональность фа — диез мажор, в которой нет бемолей вообще, там есть диезы.
В гамме фа мажор при ключе стоит си — бемоль, а не ля — диез. Поэтому грамотнее говорить си — бемоль. К тому же, как было сказано выше, это бемольная тональность, а в бемольны тональностях не может при ключе стоять диез
для Марины:
диез и бемоль это два разных смещения: диез на пол тона вверх, бемоль на пол тона вниз. в гамме фа мажор появляется си бемоль по принципу построения мажорной гаммы: тон тон полутон тон тон тон полутон, если начать с фа то получается +тон- соль +тон — ля + пол тона си бемоль, …