Вы ведь любознательный человек? Думаю, что раз вы оказались на этой странице, то определенно да. А рано или поздно у всех любознательных людей возникает вопрос: как же это работает? Причем не важно, что это за вещь – двигатель трактора, грузовой лифт или авторучка. И, если вы любите пианино (а вы ведь его любите!), то просто обязаны знать подробности… Стойте, ломать корпус для этого не обязательно! Сразу предупреждаю: пугать вас безумными терминами никто не собирается. Итак, каково же строение пианино?
Надеюсь, ни для кого не станет открытием, что пианино является струнно-клавишным инструментом? Да, у пианино и гитары куда больше общего, чем может показаться на первый взгляд, хотя логика игры на них и принципиально разная. Бывает забавно услышать на вопрос «Сколько у пианино струн?» ответ вроде «Ты с ума сошёл, какие струны на пианино?! А вот клавиш много». Для справки: количество струн на нём колеблется от 220 до 240, а клавиш 85 или 88.
Но начнем же по порядку..
Корпус пианино состоит из различных пород древесины, склеенных в несколько слоёв, наружный слой полируется. Струны натягиваются на чугунную раму, расположенную над деревянной резонансной декой. С одной стороны они держатся на металлических штифтах (это крепежное изделие, сделанное в виде стержня, которое фиксируется в строго определенном положении), а с другой прикрепляются к металлическим колкам, на которые наматываются струны и с помощью которых осуществляется настройка инструмента.
Современные рояли имеют диапазон 7 с четвертью октав. Каждой клавише соответствует по 3 струны в среднем и верхних регистрах, 2 струны в басовом и одна в самом низком регистре. Музыкант, нажимая на клавишу, приводит в движение молоточек, который связан с ней сложной механической системой. Головка молоточка обтянута особым войлоком – фильцем; одновременно с нажатием клавишы и ударом молоточка по струне от нее отделяется демпфер — устройство для гашения колебаний или их предотвращения. Звук возникает при ударе молоточка по хору струн, каждый хор струн в свою очередь настроен в унисон. При нажатии на правую педаль от струн отделяются все демпферы – это даёт возможность продлевать и связывать звуки, усиливать и обогащать звучание в целом. Нажатие левой педали сдвигает все молоточки вправо (у рояля) или приближает молоточки к струнам (пианино), что ослабляет звучание инструмента и изменяет его тембр.
Теперь вы имеете общее представление о строении пианино и о том, как происходит процесс звукоизвлечения. Как минимум у вас более не должно вызывать удивление, почему при слабом нажатии на клавишу звук тише, чем если ударите по ней со всей силы. И, главное, теперь вы понимаете, зачем нужны такие замечательные люди как настройщики.
Струны на пианино, хотя и натянуты куда прочнее, чем на уже упомянутой гитаре (на которой строй вообще нужно восстанавливать после каждой плотной на ней игры) тоже имеют свойство расстраиваться, все-таки молоточки, хотя и не настолько сильно, но все же вносят свою роль в процесс ослабления струн, так что если вы будете пренебрегать настройкой, то не удивляйтесь, если через год ноты будут звучать не так чисто, а через пять при нажатии на клавишу «ре» услышите «до».
Теперь вы видите, что клавишные – инструмент тонкий и сложный, а человек, который его изобрел — настоящий гений. Прогресс, правда, не стоит на месте, хотя современные синтезаторы и midi-клавиатуры, как это ни парадоксально, куда проще в создании. Но вот способны ли они заменить классическое пианино — вопрос крайне спорный.
Зависит ли звучание пианино от его размеров? Знаю что чем инструмент выше, тем и площадь резонансной деки больше и звучание его также намного лучше. А если пианино малогабаритных размеров, стоит ли хотя бы отодвинуть от стены одну сторону инструмента (например во время проведения домашних концертов для гостей), чтобы звук распространялся в помещение, и не глушила стена? Многих пугает, что пианино от этого может расстроится. Это правда? Но ведь инструмент на колесиках.
Если под «звучанием» вы имеете ввиду громкость, то размеры инструмента будут на неё влиять, если имели ввиду качество звука, то нет, в данном случае все зависит от материала, прямоты рук изготовителей пианино и того, насколько правильно оно эксплуатировалось.
Кстати, порой более качественное компактное пианино может превзойти по громкости своих крупных дешевых собратьев – площадь резонансной деки, безусловно, имеет свое влияние, но не более, чем то, из чего дека сделана, к примеру.
Насколько я понимаю, вас интересует, как сделать, чтобы извлечь из вашего пианино максимум громкости при возможных условиях.
Что касается вашего случая:
1) В идеале инструмент не должен стоять вплотную к стене, лучше всего, чтобы пианино было на расстоянии около 10 см от стены и чтобы напротив него на стене не было картин и полок, а на самом пианино не стояли горшки с цветами и тому подобным.
2) Я бы все-таки не рекомендовал вам самостоятельно передвигать инструмент: то, что даже небольшое его перемещение может повлиять на строй – это отнюдь не миф. Колёсики созданы для серьезных перевозок, чтобы грузчики окончательно не сошли с ума при перемещении пианино. Даже медленное передвижение на небольшое расстояние не гарантирует, что вы его аккуратно поставите на пол, будь с вами хоть 10 человек – даже легкий удар о землю будет обеспечен, что приведет к расстройству инструмента. Хотя, конечно, передвижение на короткие расстояния не так вредит строю; возможно, что вы даже едва ли заметите разницу. Но лучше переместите инструмент перед тем, как вам понадобятся услуги настройщика – тогда пианино будет и в нужном месте, и в нужном строе.
3) Кстати, пианино должно стоять на «голом» полу: паркете или ламинате, так как ковер приглушает звук.
Зачем ему нужны 3 педали? Вот две понятно, но 3-яя ,по середине, зачем????
Средняя, исторически — третья по счету — педаль (в современных моделях можно обнаружить и все четыре), служит для избирательного поднятия демпферов. Воздействуя средней педалью, мы оставляем поднятыми те демпферы, которые поднялись при нажатии клавиш, до момента снятия педали. Средняя, как и правая педаль, применяется для игры legato, но не обогащает звук вибрацией остальных струн. Сегодня у большинства пианино эта педаль отсутствует, зато присутствует у большинства роялей.
просто если нажимаешь на крайнюю правую, у тебя продлеваются все звуки, пока не отпустишь. Если нажмёшь на центр, она тоже продлит звук, но только тот, который ты сыграешь при нажатии. Т.е. если при нажатии ноты, ну, допустим, соль, ты нажмешь эту педаль, то будет продлена эта соль, на остальные звуки, которые ты будешь играть в процессе удержания педали, продление распространяться не будет ( они будут звучать как обычно). Аналогично с различными аккордами — продлеваются лишь сыгранные в момент нажатия (не удержания, в отличие от крайней правой!) педали.
В оценке статьи поставил «кол» ( 1), поскольку автор статьи оперирует в основном понятием » пианино» и только в одном или 2-х случаев употребляет термин » рояль». Скорее всего нет основополагающего знания о том, что рассказывать об устройстве ударно-струнного инструмента под названием » пианино» НЕЛЬЗЯ на том простом основании, что это » пианино» есть только одна разновидность Ф О Р Т Е П И А Н О. Другая разновидность — рояль. Об остальных можно и упомянуть вскользь, поскольку они остались в прошлом. Такая путаница «прибыла» к нам вместе с переводами в кинематографе в начале 90-х г.г., когда с потерей социально ответственного кино и киноперевода ( дубляжа) вместе с его литературной редакцией, слово» piano » в переводе стало именоваться просто — » пианино», что в корне НЕВЕРНО ! PIANO в английском ( не путать с итальянским словом, которое переводится как » тихо «) это ФОРТЕПИАНО в русском, что означает общее понятие для всех разновидностей ударно-струнных молоточковых инструментов, т.е. это пианино и рояли в своей основной массе. Пианино на английском — » upright», дословно » прямо стоящий». Рояль — » grand piano».
В моём пианино средняя педаль выполняет совсем не ту функцию о которой вы пишете. Она опускает фетровую шторку, которая становится между струной и молоточком, тем самым делая звук более тихим. Не могли бы вы пояснить именно эту разновидность ср педали
Бывает ли фортепиано или рояль с 4х струнным верхним регистром?