Скажем так: из мало причастных к музыке людей практически никто не знает, что такое «страйд». И это вполне нормально, хотя порой дело доходит до курьезов. Нет, это не корм для животных и не название группы. И даже не фамилия исполнителя. «Страйд» — это джазовый прием игры на фортепиано, который носит «шагающий» характер.
Полное звучание названия этого приема звучит как Harlem Stride (Piano), или «Гарлемский шагающий». Родился он во времена развития рэгтайма, при этом в него были добавлены классические элементы, присущие фортепианной музыке.
Это означало, что наряду с четырехударным пульсом, который исполняла левая рука, звучали и гаммы, арпеджио и прочие классические мелодические рисунки.
Происхождение страйда
Как и все гениальное, страйд появился… от скуки. Во время Первой мировой войны пианисты порой играли всю ночь напролет, и зачастую это были довольно монотонные рэгтаймы. Чтобы внести разнообразие в свои трудовые будни, некоторые пианисты активно экспериментировали. Композиции обрастали мелизмами и новыми ходами, становясь все более и более виртуозными.
Со временем пианисты того времени стали практически любую популярную мелодию переделывать на джазовый лад, и одним из самых преобладающих приемов был страйд.
При игре страйдом левая рука, как правило, исполняет четырехударный пульс. Поодиночно используются басовые удары, часто встречаются октавы и септимы. Это на первом и третьем ударах. А на втором и четвертом ударе обычно звучал аккорд.
До этого был распространен так называемый Сент-Луисовский стиль. В страйде более интенсивные движения левой рукой. Она словно шагает по клавиатуре, отсюда и название возникло такое специфическое.
Несколько ускорился темп игры. Лишь немногие страйдовые произведения были исполнены в медленном темпе.
Так как же это выглядит?
В то время, как левая рука уверенно держит ритмический рисунок, правая играет мелодию. Хотя это могла быть как мелодия, так и риф, а иногда и даже контрапункт, то есть ритмический рисунок игрался уже не одной только левой рукой, но и правой, в унисон.
[peckplayer id=»1″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2012/04/Alexandr-Preston.mp3″]
Чтобы окрасить тон, сделать его более выразительным, часто применяется не одна нота, а октава. Так, к примеру, играл Джеймс Джонсон и Фетс Уоллер. Кстати, они ввели в использование такое выражение, как «блуждающие децимы».
Как понятно из самого названия, пианист играет децимы вместо привычных терций, при этом они «блуждают» вверх и вниз по клавиатуре.
Первыми страйдом играли Лаки Робертс, Джеймс Джонсон и Уоллер. Также известными пианистами, играющими в таком духе, являются: Уилли «Лев» Смит, Арт Тейтум, Дональд Ламберт, Клифф Джексон, Юби Блейк, Дик Уэллстуд, Клод Хопкинс, Ральф Саттон, Хэнк Дункан, Дик Хаймен, Дон Юэлл, Майк Липскин, Марк Бирнбаум, Джим Хешен.
«…как мелодия, так и риф…»
Рифы — в море, а в музыке риффы.