Rhodes Piano был изобретен американцем Герольдом Родесом в 1942 году. Это излюбленный инструмент исполнителей рока, джаза и рок-н-ролла. Даже при сегодняшнем развитии электроники и появлении все новых и новых электронных инструментов Rhodes Piano не перестает занимать ведущие позиции культового инструмента в вышеперечисленных жанрах музыки. В литературе этот инструмент часто называют «электрической челестой». Название это произошло из-за принципа работы инструмента.
Идея разработчика Герольда Родеса состояла в том, чтобы звук генерировался за счет преобразования колебаний механической энергии в электрическую. Осуществляется это следующим образом: нажатие клавиши приводит в действие молоточек, который ударяет вибратор (очень похожий на камертон), колебания следующего на электромагнитном звукоснимателе возбуждают ток. Принцип работы звукоснимателя аналогичен принципу работы звукоснимателя на электрогитаре. Так получилась своего рода смесь электрогитары и челесты.
Содержание статьи
История создания Rhodes Piano.
Как уже говорилось, создан инструмент был в неспокойном 1942 году (Вторая мировая война). Идея создания пришла Герольду Родесу во время его работы инструктором на авиабазе в Гринсборо. Пианист по образованию, он решил создать некое портативное фортепиано для моральной поддержки и развлечения раненых летчиков. Использовав то, что было под руками (алюминиевые трубки из бомбардировщика В-17), умелец сделал инструмент с 29 клавишами, с виду напоминавший ксилофон.
В нем не было радиодеталей. Инструмент быстро завоевал популярность и получил свое первое название Rhodes Army Air Corps Piano. После такого успеха Родесом была создана фирма The Rhodes Piano Corporation. Модель Pre-Piano, выпущенная в образовательных целях, была представлена на выставке NAMM в 1946 году. Модель имела 38 клавиш, пьезоэлектрические звукосниматели, шестидюймовый динамик и встроенный ламповый усилитель. Все это помещалось в небольшом деревянном корпусе, и было похоже на игрушечное пианино.
Модельный ряд инструмента.
Создатель электрической бас-гитары Лео Фендер в конце 50-х годов выкупил фирму Родеса. В скором 1959 году фирма выпустила первую в своем роде серийную модель электромеханического фортепиано, которая называлась Fender Rhodes Piano Bass. У инструмента было 32 клавиши, что покрывали диапазон бас-гитары.
Впервые на выставке этот образец был продемонстрирован в 1960 году в Лас-Вегасе. Piano Bass продолжал быть похожим на игрушечное пианино, стоял на 4 ножках и имел одну педаль (неработающую, а только придававшую солидный вид). Известность инструменту принесла группа Doors, которая использовала его в качестве басового инструмента.
В 1965 году фирма CBS выкупила фирму у Фендера. CBS сразу же выпустила новый образец с 73-мя клавишами (Suitcase Piano). Именно благодаря этой модели инструмент стал всюду узнаваем благодаря своему уникальному звучанию. Состоял инструмент из акустической системы и усилителя, что был спрятан под клавиатурой.
Усиление данного типа придавало звуку небывалую густоту и теплоту. Практически параллельно фирма CBS выпустила еще две новые модели. Первая – Celeste – тот же самый Suitcase Piano, только без нижних и верхних октав, а вторая – Student Piano – была оборудована метрономом и не имела тремоло и вибрато, предназначалась для музыкальных школ.
В 1970 году увидела мир модель The Stage Piano Mark I, в которой убралась акустическая система, тем самым уменьшив вес конструкции до 63 кг. Активно использовали инструмент этой марки во время гастролей Stevie Wonder, Herbie Hancock и Chick Corea.
На протяжении 10 лет в конструкцию инструмента вносились изменения, что привело к появлению модели The Stage Piano Mark II.
Во время 80-х годов появилась еще одна модель — The Stage Piano Mark III ЕК-10, которая была усовершенствована ввиду выросшего спроса на цифровой звук.
Все технологические наработки фирмы CBS на протяжении 25 лет воплотились в новую модель The Stage Piano Mark V, выпущенную в 1985 году.
C 1987 года выпускать Rhodes стала японская компания Roland. Были выпущены еще две новые модели Mark 60 и Mark 80. Инструмент стал исключительно электронным. Пиано утратило свою уникальность и только приблизительно имитировало «классический звук Rhodes».