Обучение музыке состоит из нескольких аспектов – развитие слуха и памяти, постановки рук, возможно, постановки голоса, если вы хотите научиться петь, и, конечно, развития чувства музыкального ритма. Бытовало мнение, что именно чувство ритма с трудом поддается развитию. Да, бывает, что оно или есть, или нет, но это вовсе не значит, что оно его нельзя развить. При должном старании и усердии все получится.
Слово «ритм» популярно не только в музыкальной сфере, но суть его везде похожа – соизмеримость, размеренность – вот значение греческого слова «ритм». В музыке ритмом именуется чередование сильных и слабых долей и длинных и коротких длительностей. Если мы возьмем знакомое музыкальное произведение и намеренно неправильно исполним его, меняя ритмическую структуру, то даже если вы узнаете композицию, почувствуете, что что-то там не то. Давайте попробуем?
Узнали? Отдаленно напоминает нашу «елочку». Это и есть она, родимая, нотки абсолютно те же самые, а вот ритм искажен до неузнаваемости, и акценты смещены.
Сильная и слабая доли в музыке
Помните, когда вы учились читать, то учитель вам рассказывал про ударные и безударные слоги. Да простят меня читатели, которым надоела пресловутая «елочка», но уж очень удобен и показателен пример. Итак,
мАленькой Ёлочке хОлодно зимОй,
Из лесу взЯли мы Ёлочку дОмой.
Ударные слоги в музыкальном исполнении называются сильной долей, а безударные – слабой. В нотах оно так выглядит:
Обратите внимание, что сильные доли обозначены красной стрелочкой вниз, а слабые – синей стрелочкой вверх.
Метр есть и в музыке
Есть еще одно понятие, чрезвычайно важное для понятия ритма. Это так называемый «метр». Нет, не тот, которым измеряют ткани в магазине, а тот, что музыкальный метр или метроритм в музыке.
Слыша музыку, нам всем приходит на ум счет. Только одну композицию мы считаем на «раз, два» или «раз, два, три, четыре», а другую – на «раз, два, три». Вот попробуйте сейчас просто повторять – «Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре. Раз, два, три, четыре». Возникает ассоциация с зарядкой и маршем, правда? А теперь проговорите – «Раз, два, три. Раз, два, три. Раз, два, три». Маршировать уже не хочется, не так ли? Даже без музыки есть ощущение вальса.
Так вот, вот это ощущение двухдольности или трехдольности и называют метром или метроритмом.
Двухдольным метрам соответствуют размеры 2\4, 4\4, 2\2. А трехдольным – 3\4, 3\8, 6\8. (Забегая вперед, скажу, что есть и нестандартные сложные размеры типа 5\4 или 12\8, но об этом пока рано, просто примите к сведению, что оно имеет место быть.)
А пока мы займемся простыми размерами.
Самый простой размер – 2/4
Именно с него начинают развитие чувства музыкального ритма. Что оно означает? В каждом такте считаем «раз, два» или «раз и, два и». А такт – это то, куда в нашей елочке поместилось слово «маленькой», во втором такте – «елочке», в третьем – «холодно зи», в четвертом – «мой» и т.д. В качестве доли у нас четвертная нота, которая может быть представлена и в виде четверти, и в виде двух восьмушек. «Раз и» — это первая доля, а «два и» — это вторая. И не важно, сколько там ноточек – одна, две, три или четыре.
Здесь собраны самые распространенные ритмические построения двухдольного размера. Очень полезно будет простучать эти ритмы обеими руками – нижнюю ниточку – левой рукой, а верхнюю – правой. Если не получатся сразу двумя руками, то начните по одной, а потом уже соедините. Не нужно хлопать все такты сразу – это сложно. Возьмите, скажем, первые три такта или первую строчку и тренируйтесь. А чтобы вам было понятно, как прохлопывать, посмотрите видео – там я проигрывала эти ритмы со счетом без всякой мелодии.
На будущих уроках мы подробнее остановимся на некоторых сложных ритмических элементах, а в качестве примера я дам вам простенькие пьески для самостоятельного разучивания.