Настройщики пианино, которые удивили мир


Настройщик МустафаКак известно, первое пианино появилось на свет более двух веков тому назад (в декабре 1800). Американцы не упускают случая заметить, что изобрел этот инструмент их соотечественник Дж. Хокинс. Правда, они умалчивают о том, что, независимо от Хокинса, примерно годом позже, пианино сконструировал австриец М. Мюллер.

Надо полагать, что, вслед за появлением пианино, возникла и необходимость в настройщиках сего инструмента.

Правда, определение «настройщик пианино» не совсем корректно. Правильнее было бы сказать — фортепьянный мастер, поскольку очень уж разносторонним и, не побоюсь сказать, одаренным и настойчивым должен быть человек, который способен вернуть «голос» инструменту, а, зачастую, и подарить ему новую жизнь.

Но если уж говорить об одаренности и настойчивости, то нельзя не вспомнить о Клоде Монтале.

Одна из англоязычных страниц википедии посвящена слепым музыкантам. Она так и называется — Blind musicians (в переводе с англ. – слепые музыканты). Но на этой странице рассказывается не только о знаменитых арфистах и пианистах, лишенных зрения, но и о незрячих настройщиках пианино.

Оказывается, в 19 веке во Франции и Англии было немало слепых настройщиков фортепиано. Один из них – Клод Монтал. В 1830 году он проходил обучение в Национальном институте для слепой молодежи (L’Institut National des Jeunes Aveugles ). Там Клод и овладел профессией настройщика, причем, отчасти, самостоятельно, поскольку преподаватели поначалу весьма скептически отнеслись к затее юноши стать тюнером (так на Западе называют настройщиков).
А зря. Упорный молодой человек добился, казалось бы, невозможного: стал прекрасным фортепьянным мастером. Вскоре Клода стали приглашать уже в качестве наставника для тех, кто решил пойти по его стопам.

Успех Клода Монтала проложил дорогу другим слепым тюнерам, а методы обучения, разработанные Клодом, переняли специальные учебные заведения для слепых в Англии и других странах.

Так, благодаря Клоду Монталу, мир в очередной раз убедился в том, что люди с ограниченными способностями могут творить чудеса.

Кстати, в наши дни в Англии никто не удивляется при виде слепого настройщика пианино, скорее, наоборот. В этой стране существует (и весьма активно действует) ассоциация слепых настройщиков фортепиано.

А вот и еще один развенчанный миф о том, что «настройка пианино должна производиться только теми, кто умеет играть на этом инструменте». Оказывается, и здесь есть исключения.

Кто такой Мустафа Бардакчи, в Турции знает практически каждый. Еще бы, ведь Мустафа – всемирно известный настройщик фортепиано. Он ремонтировал пианино и Анжелике Акбар, и джазовому пианисту Керема Герсева, и даже вернул к жизни фортепьяно Султана Абдульмеджида, изготовленное в 1873 году.

Живет Мустафа Бардакчи в Балате – одном из самых старых районов Стамбула. Там у него своя мастерская, которая называется «Современное фортепиано». Вот уже почти 40 лет он занимается ремонтом пианино. Помогают ему в этом деле сыновья: Эртан, Бюлет и Огуз. Понятно, что настройщик-виртуоз не испытывает недостатка в клиентах.

Одно, о чем сожалеет 63-летний Мустафа Бардакчи, это то, что он так и не научился играть на пианино. Знаменитый мастер говорит: «Когда приходят клиенты, мне очень хочется сыграть на фортепиано, которое они хотят приобрести. Если бы я мог это сделать, я был бы очень счастлив».

Заметим, что не научились играть на пианино и сыновья мастера, зато внуки «отдуваются» за своих предков по полной, активно осваивая школу игры на фортепиано:)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий