![Фортепианные ансамбли Играем в 4 руки](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/igraem-v-4-ruki-300x198.jpg)
Возможно, для начинающих пианистов прозвучит странно, но многие педагоги начинают уроки с игры в паре с преподавателем или более старшим учеником. Есть масса произведений, переложенных для фортепианного ансамбля с таким учетом, что ученик-новичок будет играть более простую партию, а учитель – сложную. Часто такие пьески можно сыграть даже не зная как следует нот.
В чем преимущества исполнения фортепианного ансамбля?
Начинающий пианист ощущает всю полноту фортепианной партитуры, слышит ее полнозвучность и ощущает себя создателем этого чуда – он уже исполнитель. Особенно такое исполнение полезно детям — тогда ребенок верит в свои силы и вдохновляется уже с первых занятий.
Разумеется, педагог сначала поставит руки, покажет самые первые упражнения для фортепиано, а потом уже можно перейти к исполнению какого-нибудь простенького музыкального произведения.
Разучиваем «Бабу Ягу»
Если вы разучиваете пьеску с ребенком, то очень кстати будет какая-нибудь картинка известного фольклорного персонажа. Так музыкальные образы воспринимаются ярче, а само исполнение становится более понятным. Картинку лучше брать добрую и веселую, например, такую:
![Картинка бабы яги](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/baba-yaga-kartinka-277x300.jpg)
А вот в нотах партия ученика детской пьески «Баба Яга» будет выглядеть так:
![Партия ученика фортепианного ансамбля](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/baba-yaga-1-slova-1024x215.jpg)
Обратите внимание, что в конце песенки стоит знак репризы – две черточки с двумя точками. Так обозначается знак повтора. Как только вы закончите играть, то надо тут же начать сначала и исполнить второй куплет. Если подзабыли, то можете посмотреть этот урок:
![Знак повтора Реприза - знак повторение](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/perpiza.jpg)
Может кто-то спросит – а зачем здесь слова? Дело в том, что на первых порах удобнее пропевать песенку – так вы усвоите и ритм, и мелодию. Посмотрите, как расположены слова первого куплета – каждой нотке соответствует слог, и стрелочками показано, как следить за словами. Второй же куплет написан ниже и слоги уже «не бегают» под ноточки.
Теперь посмотрите, как оно будет выглядеть на клавиатуре. Каждый слог написан на той клавише, которая соответствует нужной ноте.
![Слова на клавиатуре](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/slova-na-klave-300x93.jpg)
Обратите внимание, что вторую часть куплета надо читать «по-арабски», то есть – справа налево. Кроме пропевания слов очень полезно эту же песенку пропевать нотами – так вы быстрее усвоите названия нот и их расположение на нотном стане и клавиатуре. С названиями нот эта же песенка будет выглядеть так:
![Поем песенку нотами](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/baba-yaga-notami-300x63.jpg)
Если вы внимательно посчитали нотки в песенке, то увидите, что их всего 4. Правда, можно сказать, что и 5 – нота ДО играется в разных октавах, то есть в разных местах. Нижняя – в первой октаве, она пишется на добавочной линеечке под нотным станом, с нее начинается песенка. А другая ДО – это уже вторая октава и пишется нота ДО между 3-й и 4-й линеечкой.
![ДО первой и второй октав](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/do-1-i-2-oktav-239x300.jpg)
Ну, а теперь посмотрите ноты песенки для фортепианного ансамбля, то есть здесь вы уже увидите партитуру для 4-х рук.
![Ансамбль для фортепиано Баба Яга](https://propianino.ru/wp-content/uploads/2013/12/baba-yaga-1+2-300x93.jpg)
А звучит это великолепие вот так. Для тех, кто не совсем понял, на чьи руки смотреть – слева руки преподавателя, а справа – ученицы. Все, что я вам рассказывала, разумеется, касалось партии ученика. А теперь, слушайте пьеску «Баба Яга»: