Могучая кучка русских композиторов: Римский-Корсаков (окончание)


Продолжаем наш рассказ о жизни русского композитора, члена «Могучей кучки», Н.А. Римского-Корсакова.

Композитор Н.А. Римский-Корсаков
Н.А. Римский-Корсаков

Во время написания Первой симфонии композитор нашел свой собственный «фирменный» стиль, который и продолжал развивать в дальнейших своих произведениях. Это можно отчетливо услышать, например, в «Увертюре на три русские темы» и «Сербской фантазии».

Так уж сложилось среди представителей «Могучей кучки», точнее, потому ее и создали, что основным мотивом этих композиторов стали славянские народные мелодии. Кто знает, может, они развили бы свои собственные мотивы, менее традиционные и более новаторские, но балом тогда правил почти исключительно Балакирев, а потому услышать разнообразные мотивы слушатель был просто обязан. Если он их не слышал, значит, он был либо глух, либо до безобразия неотесан, ибо они там были – Балакирев постарался.

Так становится ясно, откуда в творчестве Римского-Корсакова взялся этот национальный русский колорит, который отличает все его раннее творчество.

А вот в 1867-м году Римский-Корсаков решил попробовать себя в новом для того времени жанре музыкального искусства – программной музыке.  Так он опубликовал «Садко». Работая над ним, он обращался к традициям европейского программного симфонизма, а также затронул тему сказочных мотивов. Да так затронул, что его стали называть «Сказочником».

Так определилось направление Второй симфонии Римского-Корсакова, которая получила название «Антар», а жанр  несколько позже был обозначен как фантастическая сюита.  В произведении «Антар» очень четко определились как восточные мотивы, так и программно-сказочные. Можно сказать, что теперь у Римского-Корсакова точно сформировался собственный подход к написанию музыки.

Вторую половину шестидесятых годов композитор пишет не так много, так как  в это время активно работает над чужими произведениями.

В семидесятых годах Римский-Корсаков начинает значительно расширять свою сферу деятельности и влияния в музыкальном мире. Дело в том, что он стал профессором Санкт-Петербургской консерватории, в которой вел классы практического сочинения, инструментовки и класс оркестровки. Позже он стал инспектором духовых оркестров Морского ведомства, директором бесплатной музыкальной школы, дирижером симфонических концертов и оперных спектаклей, а с 1882-го года стал возглавлять Беляевский кружок.

В середине семидесятых годов он вплотную занялся развитием своей композиторской техники. Он понял, что его музыкальное образование имеет серьезные недостатки, и стал усердно изучать преподаваемые в консерватории дисциплины. В конце концов, его творческий подход действительно видоизменился, что можно увидеть по его Третьей симфонии.

В это же время он пробует новый для себя жанр, который стал для него основным в последующие годы – жанр оперы. В начале девяностых годов его творческая деятельность словно поутихла: он в основном занимался тем, что редактировал статьи, свой изначальный материал и ведал прочими рутинными делами, но в конце девяностых развил невиданную доселе активность и написал изрядное количество произведений, ставших самыми известными.

Во время революции 1905-1907-х годов он поддерживал бастующих студентов, в результате чего его уволили. Нет, конечно, в конце-то концов его вернули, когда консерватории предоставили должную степень автономии, но силы его оказались подорванными. Он умер летом 1908-го года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий