Могучая кучка русских композиторов: Цезарь Антонович Кюи. Жизненный путь


Цезарь Кюи: биография композитора
Цезарь Антонович Кюи

Цезарь Антонович Кюи был на редкость многогранной личностью. Он оставил после себя богатое музыкальное наследие, однако при жизни был известен не только как член «Могучей кучки», но и как профессор фортификации — военной науки о создании фортификационных построек. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Произведения Кюи отличаются лирической выразительностью и утонченностью композиции.

Отец Цезаря, Антон Леонардович Кюи, был солдатом наполеоновской армии. После поражения в войне 1812 года он не вернулся на родину во Францию, но остался в России. Он был ранен, а потому у него просто не оставалось другого выхода. Поселился он в Вильне, там женился на Юлии Гуцевич и стал преподавать французский язык в местной гимназии.

Рожденный в их браке сын Цезарь уже с ранней юности стал проявлять интерес к музыке. Впрочем, как сказать – с юности, скорее — с младенческих лет: ему и пяти-то не было, когда он уже мог на слух наигрывать услышанные ранее военные марши.  Когда ему исполнилось десять,  его стала обучать музыке старшая сестра.

В 1851-м году, когда будущему композитору было всего шестнадцать, Цезарь поступил в главное инженерное училище в Петербурге, а к двадцати годам уже имел чин прапорщика. Окончив в 1857-м году николаевскую инженерную академию, он получил чин поручика и остался при академии служить в качестве репетитора. Именно в Петербурге Цезарь познакомился с Балакиревым, а также и с остальными членами русской пятерки.

19 октября 1858 года Кюи женился на Мальвине Бамберг, одной из учениц Даргомыжского, которой посвятил свой первый опус — Скерцо для фортепиано в 4 руки 1857 года. Она скончалась в 1899.

Но идиллия мирной жизни длилась не долго. Когда началась Русско-турецкая война, Кюи отправился на фронт. Там он участвовал в укреплении фортификационных сооружений. Параллельно он вел обзор фортификационных работ. Вскоре он занимал по своей специальности должность, причем в трех высших учреждениях сразу.

Продолжение краткой истории жизни и творчества Ц.А. Кюи.

Влияние

В конце концов он дослужился вначале до профессора, а затем и до заслуженного профессора, и получил чин генерал-майора. Одним из первых предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. Также он был известным автором по своему предмету и весьма уважаемым знатоком своего дела.

Кюи Ц.А.: биография композитора из "Могучей кучки"
Портрет Ц.А. Кюи

Так когда же он умудрялся писать музыку? В этом он несколько схож с Бородиным, который тоже мастерски совмещал дело своей жизни со своими увлечениями. Свои самые первые романсы Кюи написал в юности, примерно в 19 лет. Он даже опубликовал их, но всерьез занялся музыкой лишь после окончания академии.

Сдружившись с Балакиревым, который в то время был не столько феноменальным пианистом и талантливым композитором, сколько гениальным преподавателем, Кюи обрел в его лице главного идейного вдохновителя. Хотя тот был со своими причудами. Однако именно он был главным наставником таких композиторов, как Римский-Корсаков, Мусоргский и Бородин. В конце концов Цезарь Антонович стал членом кружка, со всеми вытекающими последствиями.

Слабой стороной Кюи были оркестровки, а потому Балакирев стал ему с ними помогать, став, таким образом, не только его педагогом, но и соавтором. Впрочем, как вы можете судить из других статей о композиторах «Могучей кучки», Балакирева и просить-то о помощи не надо было. Порой композиторам приходилось его убеждать, чтобы он им НЕ помогал, не исправлял и не переделывал их произведения по своему усмотрению. Как бы то ни было, Балкирев оказал немалое влияние как на самого Кюи, так и на характер его творчества.

Цезарь Кюи стал одним из главных выразителей «новой русской школы», представителями которой выступали члены «Могучей кучки» (вторым после Стасова). Он публиковал свои взгляды достаточно регулярно, с 1864 и до конца века, в различных отечественных и зарубежных газетах и журналах, участвуя в жарких пропагандистских схватках, особенно в первые годы. Его подписью в течение долгого времени было «***». Он даже сделал уничтожающую рецензию на первую постановку «Бориса Годунова», больно ранившую Мусоргского. Существует пародийный комикс по некоторым публикациям, сделанным в течение его жизни, с надписью на латыни: «Радуйся, Цезарь Кюи, мы, на смерть идущие, приветствуем тебя».

Прожил Кюи долгую жизнь, до 1918-го года, завершив свои дни в почтенной старости. Возможно, весь его гений он передал военному делу и преподаванию, так как всех слабых мест своего композиторского мастерства он так и не искоренил.

Был даже эпизод в его творческой карьере, когда он просил публику не ходить на премьеру его новой оперы.

Но проблема заключалась не только в посредственной оркестровке, но и в неряшливом исполнении самого произведения.Тем не менее, он создал немалое количество произведений, особое место среди которых занимают произведения для детей, а также романсы.

Примерно таких же успехов Кюи добился на поприще музыкальной критики. Его манера была откровенно агрессивной. Но свое дело сделала. Даже больше того, его критические произведения, насыщенные остроумием и блестящим литературным даром, оказали немалое влияние на развитие музыки России тех времен. В своих произведениях он отстаивал принципы реализма и народности в музыке (что было вполне характерно для членов  «Могучей кучки»), частенько разносил в пух и прах творчество Чайковского  и, в целом, полностью отражал идейные воззрения  «Могучей кучки».

Как и Бородин, который был известен в научных кругах едва ли не более, чем в музыкальных, Кюи совершил значительный вклад в развитие науки, но науки военной. Его сочинения на тему военно-инженерного дела обрели широкое признание в свое время. Хотя сейчас его помнят в основном по его деятельности в составе знаменитых кружков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий