Творческое наследие Александра Порфирьевича не столь обширное, как можно ожидать от композитора мирового уровня. Ему ведь приходилось быть не только композитором, но и ученым-химиком, а также медиком и врачом, совмещая весь этот винегрет с преподавательской деятельностью. Но правду ведь говорят, когда утверждают, что талантливый человек – талантлив во всем.
Писать музыку Бородин начал во время обучения в Медико-хирургической Академии. Точнее, интерес к написанию музыки он проявлял еще раньше, но именно в студенческие годы он стал писать романсы и фортепианные пьесы. Это вызывало неудовольствие его научного руководителя, который считал, что его ученик стал слишком отвлекаться от научной деятельности.
Так и сложилось, что во время своей заграничной стажировки Бородин предпочел скрывать свой интерес к написанию музыки. Он просто не хотел вызвать неудовольствие коллег. Когда же в 1862-м году вернулся в Россию, то познакомился с Милием Балакиревым и стал членом его кружка. Того самого, который в последующие годы получил название «Могучая Кучка».
Стоит ли говорить, кто с этого времени влиял на музыкальные предпочтения Бородина? Он стал приверженцем русской национальной школы, а также последовал духу творческого наследия Михаила Глинки. Позже Бородин также стал активным участником беляевского кружка.
Свое основное произведение, которое и принесло своему автору мировую известность, он так и не смог закончить при своей жизни. Оперу «Князь Игорь» Бородин писал более, чем в течении восемнадцати лет.
Содержание статьи
«Князь Игорь»
Самое грандиозное свое произведение Александр Бородин основал на исторической работе «Слово о полку Игореве». Его идею Бородину как-то подсказал Стасов, они как раз были тем вечером на музыкальной встрече у Шестаковой. Александру пришлась по вкусу эта идея, и он с энтузиазмом принялся за работу.
Он так и не успел дожить до окончания своей оперы. Поэтому Глазунов и Римский-Корсаков решили закончить за него эту работу. Есть мнение, что Глазунов самостоятельно восстановил увертюру, которую когда-то слышал в исполнении автора. Впрочем, сам Глазунов это всячески отрицал. Но целиком и полностью достоверно известно, что он самостоятельно сочинил и оркестровал третью часть «Князя Игоря».
«Князь Игорь» продолжает традиции произведения Глинки «Жизнь за царя». Она точно также насыщена мощными звуками хора и грандиозными народными сценами.
Идея этого произведения, как и желание почтить усопшего, побудили нескольких музыкантов объединиться с тем, чтобы написать за него его же произведение. И стоит отметить, что именно благодаря этому редкостному духу единства это произведение получилось таким целостным.
Впрочем, некоторые критики утверждают, что эти авторы взяли уже полностью готовое произведение Бородина и выдали его за свое, или же полностью переписали некоторые его части. В любом случае, это произведение, которое было поставлено в 1890-м году, стало вершиной творчества композитора и воплощением монументальной целостности оперы, а также кульминацией русского симфонизма.
Но его творчество отмечается сильным влиянием не только русской народной музыки, но и музыки наров Востока.
Нежно любивший свою жену, он часто служил подле нее и врачом, и сиделкой. Та страдала от астмы, что не мешало ей быть страстной курильщицей и курить без всякого зазрения совести. Ко всему прочему она еще и мучилась от бессонницы. Муж, естественно, тоже недосыпал.
Последний год своей жизни он все жаловался на боли в груди. 15 февраля 1887-го года он был в гостях у своих друзей. Там он внезапно потерял сознание. Привести его в чувство не удалось. Впоследствии была установлена причина смерти: разрыв сердца.
Список произведений Бородина:
Произведения для фортепиано
- Hélène-Polka (1843)
- Реквием
- Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
- В монастыре
- Интермеццо
- Мазурка
- Мазурка
- Грёзы
- Серенада
- Ноктюрн
- Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
Произведения для оркестра
- Симфония № 1 ми бемоль мажор
- Adagio. Allegro
- Scherzo. Prestissimo
- Andante
- Allegro molto vivo
- Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869—1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
- Allegro
- Скерцо. Prestissimo
- Andante
- Финал. Allegro
- Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
- Moderato assai. Poco piu mosso
- Scherzo. Vivo
- В Средней Азии (В степях Центральной Азии), симфонический эскиз
Концерты
- Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен
Камерная музыка
- Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
- Фортепианный квинтет до минор (1862)
- Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
- Струнное трио (1847), утрачено
- Струнное трио (1852—1856)
- Струнное трио (1855; неокончено)
- Andantino
- Струнное трио (1850—1860)
- Струнный квартет № 1 ля мажор
- Moderato. Allegro
- Andante con moto
- Scherzo. Prestissimo
- Andante. Allegro risoluto
- Струнный квартет № 2 ре мажор
- Allegro moderato
- Scherzo. Allegro
- Notturno. Andante
- Finale. Andante. Vivace
- Скерцо для струнного квартета (1882)
- Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
- Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852—1856)
- Струнный квинтет фа мажор (1853—1854)
- Секстет ре минор (1860—1861; сохранились только две части)
Оперы
- Богатыри (1878)
- Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
- Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
- Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
- Наиболее известный номер — Половецкие пляски
Романсы и песни
- Арабская мелодия. Слова А. Бородина
- Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
- Из слез моих. Слова Г. Гейне
- Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Море. Баллада. Слова А. Бородина
- Морская царевна. Слова А. Бородина
- Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
- Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
- Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Спесь. Слова А. К. Толстого
- Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
- У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
- Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
- Что ты рано, зоренька… Песня
- Чудный сад. Романс. Слова C. G.