Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих


Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих
Марта Аргерих

Марта Аргерих родилась 5 июня 1941 года в Буэнос-Айресе. Ее бабушка и дедушка по материнской линии были еврейскими иммигрантами из России, которые поселились на вилле в одной из земледельческих колоний барона де Гирша и Еврейского колонизационного общества (Colonia Villa Clara) в провинции Энтре-Риос.

Она начала играть на фортепьяно с трех лет. А в пятилетнем возрасте стала брать уроки игры на фортепиано у Винченцо Скарамузза, который подчеркнул ей важность лиризма и чувства в музыке.

«Когда звук пустой», сказал он ей, «это звучит как штаны, идущие в комнату с пустотой внутри них.»

Дебютное выступление Аргерих состоялось в 1949 году в возрасте восьми лет с исполнения концерта Моцарта.

На пути к всемирному признанию

В 1955 она поехала в Европу со своей семьей где продолжила обучение игре на фортепиано у Фридриха Гульды в Вене. Хуан Перон (тогда президент Аргентины) назначил ее родителей на дипломатические посты в аргентинском посольстве в Вене. Позже среди ее учителей были Никита Магалов, Марией Курсио и Штефан Ашкеназе. После ее первых наград на Международном конкурсе исполнителей в Женеве в 1957, в возрасте шестнадцати лет она начала концертирующую деятельность. Победа двадцатичетырехлетней исполнительницы на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1965 была решающим шагом на ее пути к международному признанию. В этом же году она дебютировала в Соединенных Штатах в Большом зале Линкольн центра и сделала свою первую запись, которая включила в себя произведения Шопена, Брамса, Равеля, Прокофьева и Листа.

Марта Аргерих прославилась благодаря своим интерпретациям виртуозных фортепианных произведений композиторов 19 и 20 веков. Но она не считает себя «виртуозом» — ее репертуар охватывает широкий круг композиторов от Баха через Бетховена, Шумана, Листа, Дебюсси и Равеля, к Бартоку.

Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих
Марта Аргерих и Нельсон Гернер

Марта Аргерих выступает под управлением многих известных дирижеров. Она также придает большое значение камерной музыке с тех пор, как в возрасте 17 лет, она играла со скрипачом Джозефом Сиджетти, который был на два поколения старше её. Она гастролировала по Европе, Америке и Японии с Гидоном Кремером и Мишей Майским, а также записала большое количество произведений в четыре руки для двух фортепиано с пианистами Нельсоном Фрейре, Стивеном Бишопом-Ковачевичем, Николя Эконому и Александром Рабиновичем.

Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих
Выступление Марты Аргерих с Клаудио Аббадо и Берлинской Филармонией

Она выступила с Клаудио Аббадо и Берлинской Филармонией на Концерте, посвященному кануну Нового 1992 года, а также на Зальцбургском Фестивале на Пасху 1993 года. В марте 2000 года Марта Аргерих дала свой первый большой сольный концерт за последние 20 лет в Карнеги-Холле Нью-Йорка.

Марта Аргерих тесно сотрудничает Дойче Граммофон, начиная с 1967 года она сделала множество записей с этой фирмой, которые включают в себя сольные произведения Баха, Брамса, Шопена, Листа и Шумана, концертные записи произведений Шопена, Листа, Равеля, Прокофьева с Клаудио Аббадо, Бетховена с Джузеппе Синополи и Стравинского с Леонардом Бернстайном.

Отказ от сольной карьеры

Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих
Марта Аргерих и Юрий Башмет

После первых нескольких лет своей карьеры она отказалась играть сольные концерты, предпочитая совместные музыкальные работы. Только ее первые два альбома были сольными. В основном она посвятила себя камерной музыке, и записала произведения Шумана и Шопена с Мстиславом Ростроповичем и виолончельные сонаты Баха и Бетховена с Мишей Майским. Она сделала множество успешных записей с Гидоном Кремером — скрипичные сонаты Шумана и произведения Бартока, Яначека и Мессиана и концерт Мендельсона для скрипки и фортепиано с Орфейским камерным оркестром.

Марта Аргерих вызывает большой интерес у молодых исполнителей. В сентябре 1999 года состоялся Первый Международный конкурс пианистов «Марта Аргерих» в Буэнос-Айресе — конкурс, который не только носит ее имя, но в котором Марта Аргерих возглавляет жюри. В ноябре 1999 года прошел Второй Международный конкурс пианистов «Марта Аргерих» на юге Японии, в рамках которого прошли выступления и мастер-классы не только Марты Аргерих, но и Миши Майского, Нельсона Фрейре и других.

Личная жизнь Марты Аргерих

Творческие искания аргентинской пианистки Марты Аргерих
Гидон Кремер и Марта Аргерих

Аргерих была замужем дважды. Ее первый брак с композитором и дирижером Робертом Ченом, с ним у Марты родилась дочь, ныне скрипачка Лида Чен-Аргерих. Брак распался в 1964 году. С 1969 г. по 1973 г. Аргерих была жената на дирижёре Шарле Дюто, с которым у нее есть совместная дочь, Анни Дюто. Аргерих продолжает делать записи и выступать с Дюто. Она была также в тесной связи с пианистом Стивеном Ковацевичем, от которого она родила еще одну дочь, Стефани.

В 1990 году Аргерих врачи диагностировали злокачественную меланому. Интенсивная терапия в Онкологическом институте Джона Уэйна, которая включила в себя удаление части ее легкого и использование экспериментальной вакцины привела почти полному излечению пианистки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий