Лео Делиб – революционер французской музыки для театра


Французский композитор Лео Делиб
Лео Делиб

Лео Делиб — выдающийся автор музыки для театра: балета, оперы и оперетты. Его работы являются демонстрацией лучших проявлений традиционных французских качеств — ясности, обаяния и изящества. Он стал первым ярким автором балетов, появившимся после смерти Рамо. Искусство балета претерпевало период упадка. Делиб создавал партитуры с тщательностью и безупречностью, достойной лучших оперных композиторов; он не только сочинял оживленные, запоминающиеся мелодии, но и перекладывал их в блестящие оркестровки.

Его новаторские симфонические произведения для балета открыли поле серьезным композиторам, а его влияние заметно в работах Чайковского и многих других композиторов, писавших музыку в этом жанре. Музыка Делиба, «легкая, грациозная, элегантная, с тенденцией к экзотике» отражает дух времен Второй империи во Франции. Его первые постановки были серией забавных оперетт, пародий и фарсов, которые связывают Делиба с творчеством Жака Оффенбаха и других композиторов, писавших комические оперы. Делиб, работая в начале карьеры церковным органистом, писал церковную музыку и жанровые песни, которые родственны стилю Бизе.

Краткая биография Делиба

Делиб - автор произведений для театра
После учебы, Делиб стремился стать автором произведений для театра

Родившись 21 февраля 1836 года в музыкальной семье (его дед Б. Батисте был солистом парижского театра Opera-Comique, а дядя Э. Батисте — органистом, профессором Парижской, консерватории). Его мать была талантливым музыкантом-любителем, именно она преподала маленькому Делибу первые знания в области музыки.

Клеман Филибер Лео Делиб поступил в Парижскую Консерваторию в возрасте 11 лет. Там он изучал композицию у Адольфа Адана, написавшего классический балет «Жизель» и множество успешных опер. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа. В 1850 году он получил Первую премию по теории музыки.

После учебы Делиб стремился стать автором произведений для театра. В начале своей карьеры он влачил жизнь церковного органиста и постановщика работ более известных композиторов. В 1863 году он стал концертмейстером в Парижской Опере, профессором композиции в консерватории в 1881 году и членом Французского института в 1884.

Творческие успехи в области музыкального театра

С 1856 года он начал писать оперетты, 15 из них шли в малых театрах в течение следующего десятилетия. Первая возможность осуществить более серьезную постановку выпала в 1866 году. В соавторстве с композитором, специализировавшимся на балетах, Людвигом Минкусом, он написал балет «La Source» (Ручей) для Парижской оперы. Успех принес Делибу заказ на вторую работу: «Coppélia» («Коппелия», или «Красавица с голубыми глазами»). Балет, написанный без помощи Минкуса, быстро получил признание и на сегодняшний день является классикой. За ним последовала еще более амбициозная «Sylvia» (Сильвия). Эти произведения способствовали повышению качества балетной музыки, а также стали образцом для последующих поколений композиторов. Ими, в частности, восхищался Петр Ильич Чайковский.

Балет Лео Делиба "Сильвия"
Среди балетов Делиба особое место занимает «Сильвия, или Нимфа Дианы»

После «Коппелии» Делиб был воспринят другими крупными парижскими театрами. Три работы были созданы для парижского театра «Опера-Комик»:

  • «Le roi l’a dit» (Так сказал король) в 1873 году
  • «Jean de Nivelle» (Жан де Нивель) в 1880
  • «Lakme» (Лакме) в 1883
Опера "Лакме" Л. Делиба"
«Цветочный Дуэт» из оперы «Лакме» был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов

Происходящее в Индии времен британского владычества действо «Лакме», рассказывает трагичную историю любви между британским офицером и дочерью священника-брахмана. Музыка этой оперы ярка, остроумна и драматична. Включающая знаменитую «Bell Song» (в оригинале «Où va la jeune Hindoue»), — захватывающий образец колоратурного сопрано героини, — «Лакме» часто рассматривается как главный шедевр Делиба. А самый известный номер, «Цветочный Дуэт», был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов.

Делиб также написал несколько восхитительных песен, таких как «Les filles de Cadix», которая стала популярной в Испании, поспособствовав возникновению интереса к французской музыке, и предвосхитила премьеру оперы Бизе «Кармен».

[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Les-Filles-de-Cadix-Delibes.mp3″]

За год до своей смерти (16 января 1891, в Париже), в возрасте 54 лет, Делиб создал шедевр еще в одном театральном жанре: музыка к пьесам. Она была сочинена к 50-летнему юбилею постановки драмы Виктора Гюго «Король забавляется», истории, вдохновившей Верди к написанию «Риголетто».

Но именно балетные партитуры позволили Делибу занять особое место в истории музыки.

Э. Ганслик говорил он нем так: «Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и в этом превзошел всех своих соперников».

Его музыка отличалась высоким мастерством и мелодичностью, при этом она содержала новые идеи в оркестровках и гармонии. В своих произведениях композитор не просто сопровождал повествование привлекательной музыкой, а использовал ее в качестве выразительного средства каждой сцены. Хотя повсеместно признана роль Чайковского в повышении статуса балетной музыки девятнадцатого века, Делиб опередил его (премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году, через семь лет после «Коппелии»). Это была тихая музыкальная революция, осуществленная с элегантностью и шармом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий