Лео Делиб — выдающийся автор музыки для театра: балета, оперы и оперетты. Его работы являются демонстрацией лучших проявлений традиционных французских качеств — ясности, обаяния и изящества. Он стал первым ярким автором балетов, появившимся после смерти Рамо. Искусство балета претерпевало период упадка. Делиб создавал партитуры с тщательностью и безупречностью, достойной лучших оперных композиторов; он не только сочинял оживленные, запоминающиеся мелодии, но и перекладывал их в блестящие оркестровки.
Его новаторские симфонические произведения для балета открыли поле серьезным композиторам, а его влияние заметно в работах Чайковского и многих других композиторов, писавших музыку в этом жанре. Музыка Делиба, «легкая, грациозная, элегантная, с тенденцией к экзотике» отражает дух времен Второй империи во Франции. Его первые постановки были серией забавных оперетт, пародий и фарсов, которые связывают Делиба с творчеством Жака Оффенбаха и других композиторов, писавших комические оперы. Делиб, работая в начале карьеры церковным органистом, писал церковную музыку и жанровые песни, которые родственны стилю Бизе.
Краткая биография Делиба
Родившись 21 февраля 1836 года в музыкальной семье (его дед Б. Батисте был солистом парижского театра Opera-Comique, а дядя Э. Батисте — органистом, профессором Парижской, консерватории). Его мать была талантливым музыкантом-любителем, именно она преподала маленькому Делибу первые знания в области музыки.
Клеман Филибер Лео Делиб поступил в Парижскую Консерваторию в возрасте 11 лет. Там он изучал композицию у Адольфа Адана, написавшего классический балет «Жизель» и множество успешных опер. Одновременно он занимался у Ф. Ле Купе по классу фортепиано и у Ф. Бенуа по классу органа. В 1850 году он получил Первую премию по теории музыки.
После учебы Делиб стремился стать автором произведений для театра. В начале своей карьеры он влачил жизнь церковного органиста и постановщика работ более известных композиторов. В 1863 году он стал концертмейстером в Парижской Опере, профессором композиции в консерватории в 1881 году и членом Французского института в 1884.
Творческие успехи в области музыкального театра
С 1856 года он начал писать оперетты, 15 из них шли в малых театрах в течение следующего десятилетия. Первая возможность осуществить более серьезную постановку выпала в 1866 году. В соавторстве с композитором, специализировавшимся на балетах, Людвигом Минкусом, он написал балет «La Source» (Ручей) для Парижской оперы. Успех принес Делибу заказ на вторую работу: «Coppélia» («Коппелия», или «Красавица с голубыми глазами»). Балет, написанный без помощи Минкуса, быстро получил признание и на сегодняшний день является классикой. За ним последовала еще более амбициозная «Sylvia» (Сильвия). Эти произведения способствовали повышению качества балетной музыки, а также стали образцом для последующих поколений композиторов. Ими, в частности, восхищался Петр Ильич Чайковский.
После «Коппелии» Делиб был воспринят другими крупными парижскими театрами. Три работы были созданы для парижского театра «Опера-Комик»:
- «Le roi l’a dit» (Так сказал король) в 1873 году
- «Jean de Nivelle» (Жан де Нивель) в 1880
- «Lakme» (Лакме) в 1883
Происходящее в Индии времен британского владычества действо «Лакме», рассказывает трагичную историю любви между британским офицером и дочерью священника-брахмана. Музыка этой оперы ярка, остроумна и драматична. Включающая знаменитую «Bell Song» (в оригинале «Où va la jeune Hindoue»), — захватывающий образец колоратурного сопрано героини, — «Лакме» часто рассматривается как главный шедевр Делиба. А самый известный номер, «Цветочный Дуэт», был всемирно популярен на протяжении множества лет, благодаря использованию в ряде рекламных роликов и фильмов.
Делиб также написал несколько восхитительных песен, таких как «Les filles de Cadix», которая стала популярной в Испании, поспособствовав возникновению интереса к французской музыке, и предвосхитила премьеру оперы Бизе «Кармен».
[peckplayer id=»2″ sound=»https://propianino.ru/wp-content/uploads/2015/05/Les-Filles-de-Cadix-Delibes.mp3″]
За год до своей смерти (16 января 1891, в Париже), в возрасте 54 лет, Делиб создал шедевр еще в одном театральном жанре: музыка к пьесам. Она была сочинена к 50-летнему юбилею постановки драмы Виктора Гюго «Король забавляется», истории, вдохновившей Верди к написанию «Риголетто».
Но именно балетные партитуры позволили Делибу занять особое место в истории музыки.
Э. Ганслик говорил он нем так: «Он может гордиться тем, что первым развил драматическое начало в танце и в этом превзошел всех своих соперников».
Его музыка отличалась высоким мастерством и мелодичностью, при этом она содержала новые идеи в оркестровках и гармонии. В своих произведениях композитор не просто сопровождал повествование привлекательной музыкой, а использовал ее в качестве выразительного средства каждой сцены. Хотя повсеместно признана роль Чайковского в повышении статуса балетной музыки девятнадцатого века, Делиб опередил его (премьера «Лебединого озера» состоялась в 1877 году, через семь лет после «Коппелии»). Это была тихая музыкальная революция, осуществленная с элегантностью и шармом.