Как слова передаются буквами, которые складываются в алфавит, так и музыка прячется в собственных «домиках» — нотах. При помощи нот музыка не улетает, не испаряется в тумане лет и веков. Ни один музыкант не может обойтись без нот, когда он разучивает новое музыкальное произведение или записывает собственное. Без этих немудреных графических знаков не существовало бы всемирной музыкальной библиотеки.
Нотная грамота существовала не испокон веков. Сначала музыку наследовали «из уст в уста». Народные песни, колыбельные, гимны, музыкальные баллады передавались потомкам по памяти. Когда люди поняли, что такой способ наследования музыкального творчества ведет к искажению изначального варианта произведений, тогда и появились первые графические изображения звуков.
«О музыке нужно писать нотами» — говорил знаменитый польский журналист Болеслав Пашковский. Но кто и когда придумал ноты? Откуда произошли их названия?
Содержание статьи
«Не понятно почему нет на свете ноты Му…» или По следам нотной истории
Более 4 тыс. лет назад мелодия была впервые перенесена на клинописную табличку – об этом говорят раскопки археологов в древнем Вавилоне. Конечно, значение и внешний вид звука тогда соотносились совершенно иначе, чем на современном нотном стане. Увы, имя догадливого изобретателя первобытных нот осталось утраченным в веках.
В Древнем Египте, где был сильно развит погребальный культ, и могущественные фараоны оправлялись в загробный мир с почестями и гимнами, также задумывались о переносе музыки на материальный носитель. Для этого использовали иероглифы – изображения светил. Расшифровав закономерности в расположении звезд, солнца и луны на надгробиях, современные учение даже смогли воспроизвести музыкальные композиции древних египтян.
Античность также не осталась в стороне от теории музыки. Известный каждому школьнику Пифагор, искатель гармонии чисел, вывел знаменитую музыкальную формулу fn=(3/2 f)n, в результате которой была найдена последовательность 13 звуков, отстоящих друг от друга на квинту. Так Пифагор придумал ноты и определил, что соотношение частот двух нот, которые отстоят друг от друга на четыре позиции, составляет 3/2.
Что подсказывали средневековым певчим невмы?
В грозный период Средневековья музыканты неоднократно задумывались, как оформить мелодию, ведь петь и играть по памяти — неудобно. И к концу IX века церковные композиторы стали отмечать в своих молитвенниках направление движения мелодии при помощи точек, черточек, крюков и завитушек. Это и были невмы. Средневековая невма указывала на ступень звука или мелодический ход, использовалась для распева литургического текста как мелодия-модель.
Следующей ступенькой в развитии нотной грамоты стала привязка мелодии к ноте «фа», которую обозначали красной линией. Если нужно было петь или играть выше «фа» — то значки ставились выше линии, если ниже – то, соответственно, ниже.
Кто придумал названия нот?
Современный нотный стан, название нот и их внешний вид произошли от новаторства представителей Римской католической церкви. Кто бы мог подумать? Прародитель Священной инквизиции — смертоносного и беспощадного рычага, благодаря деяниям которого музыкальный мир многие века был закован в тиски католичества. Но и мессы нужно было передавать по наследству, поэтому в XI веке монах из Италии Гвидо Аретинский изобрел конструкцию, на которую усадил графически пойманные звуки своих благочестивых баллад. Так и появился нотный стан. Правда, сначала он состоял из четырех линеек. Кроме стана, Гвидо придумал и первые названия нот, которые разучивали его монахи-певчие по молитве святому Иоанну. Каждая строчка этой молитвы пелась, по велению Гвидо, на ступень выше предыдущей. Так появились названия нот:
- Ut (Ut queant laxis)
- Re (Resonare fibris)
- Mi (Mira gestorum)
- Fa (Famuli tuorum)
- Sol (Solve polluti)
- La (Labii reatum)
Во время выступления своего церковного хора Гвидо сгибал разные суставы пальцев на левой руке, указывая на нужные ноты, — первое дирижирование в истории. С тех пор на протяжении многих лет в музыкальной практике использовалась Гвидова рука или «manus Guidonis», где все звуки распространенного в то время звукоряда условно размещались в определенном порядке на суставах пальцев левой руки. К примеру, самый высокий звук музыкант представлял над кончиком среднего пальца.
Ноты флорентийского монаха выглядели как заштрихованные квадратики. Современный овальный вид ноты приобрели к XVII веку. Также, со временем, первая нота поменяла своё название и стала известной нам Do (Dominus), плюс добавили седьмую ноту по имени святого Иоанна – Si (Sancte Ioannes).
Так Библия и католицизм подарили миру одно из самых ценных культурных сокровищ.
Нельзя взять в свой плен запах. Случайный, нерукотворный аромат, который ассоциируется с чем-то важным и дорогим. Нельзя запечатлеть на века чувство – уместить в красивый флакон или перенести на бумагу, оставить потомкам в пример или на жалость. Но музыка – это совсем другое дело. Её можно уловить, по нотам перенести и увековечить до мельчайших подробностей.