Цимерман — один из крупнейших пианистов современности, считающийся хорошим интерпретатором музыки Шопена. Один из тех людей, который не оставляет равнодушным никого, кто слушал его игру на фортепиано хоть один раз. Его смелые трактовки фортепианных произведений композиторов-романтиков вызывают и по сей день много споров. Что это? Его злоупотребление правом художника-исполнителя или собственное видение музыкального произведения? Об этом не раз еще поспорят музыкальные критики.
Содержание статьи
Истоки творчества Циммермана
Родился: 4 декабря 1956 г. – Забже, Польша
Выдающийся польский пианист, Кристиан Цимерман, начал учиться игре на фортепиано в возрасте 5 лет у своего отца, который тоже был пианистом. Два года спустя он стал учеником Анджея Ясинского, впоследствии Кристиан занимался у него в Консерватории г. Катовицы. Он начал выступать с восьми лет и тогда же впервые сыграл по телевидению. В 1973 году молодой человек завоевал высшие награды международного конкурса пианистов имени Людвига ван Бетховена в г. Градец-Кралове. Ему еще не было 20 лет, когда в 1975 году он выиграл первую премию на международном конкурсе пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве, который дал толчок в его международной карьере. В 1976 году Артур Рубинштейн пригласил Циммермана в Париж, это была первая очень важная ступень для развития молодого художника.
Лестница успеха
Далее его карьера молодого пианиста пошла вверх по лестнице успеха. Он побывал с выступлениями в Мюнхене, Лондоне, Париже и Вене. В 1976 году он стал солистом Берлинского филармонического оркестра. Его первое выступление в Америке состоялось в 1978 году, затем начались многочисленные гастроли по всему миру, сопровождавшиеся восторженными отзывами критиков и бурной реакцией аудитории.
Д. Метюэн-Кемпбелл отмечал:
«Конечно, у него есть данные, чтобы стать одним из величайших пианистов этого столетия — тут сомнений не может быть; но как он сумеет достичь такой цели — это мы еще посмотрим; нужно лишь надеяться, что у него есть добрая доза здравого смысла и опытные советники…»
Вскоре известный французский критик Жак Лоншамп констатировал в газете «Монд»:
«Фанатики фортепиано с горящими глазами ждали сенсации, и они получили ее. Невозможно играть Шопена техничнее и красивее, чем этот элегантный молодой блондин с небесно-голубыми глазами. Его пианистическое мастерство прямо-таки безошибочно — тончайшее чувство звука, прозрачность полифонии, пробивающейся сквозь целую гамму тонких деталей, наконец, блеск, пафос, благородство музицирования — все это просто невероятно у 22-летнего парня»
Он выступал со многими известными оркестрами и работал с одними из самых выдающихся дирижеров мира, в том числе Клаудио Аббадо, Леонард Бернстайн, Пьер Булез, Герберт фон Караян, Бернард Хайтинк, Сейджи Озава, Лорин Маазел, Риккардо Мути, Зубин Мета, Андре Превин, Станислав Скровачевский, и Симон Погремушка. Много раз выступал с Каем Данцовска, Гюн Ва Чунгом, и Гидоном Кремером.
Репертуар выступлений Циммермана
В основе успеха записей Кристиана Цимермана лежит эксклюзивный договор со звукозаписывающей студией «Deutsche Grammophon», совместно с которой он записал 22 альбома, которые принесли ему ряд престижных наград. Его репертуар включает произведения Фредерика Шопена, Ференца Листа, Франца Шуберта, Брамса, Э. Грига, Белы Бартока, и камерной музыки Сезара Франка и Кароля Шимановского.
Дискография:
- Piano Concertos Nos. 1 & 2 (1986)
- Impromptus D899 & D935 (1991)
- Klavierkonzerte (1982)
- 4 Balladen / Barcarolle / Fantasie (piano: Krystian Zimerman) (1988)
- Piano Concerto No. 5 in E-flat major «Emperor» (1992)
- Piano Concerto no. 1 (2005)
- Piano Concerto no. 2 (1985)
- The Piano Concertos (feat. conductor: Pierre Boulez)(2005)
- и другие
Его интерпретации произведений композиторов-романтиков отличаются своей проницательной непосредственностью. Он также играл современные произведения и в 1988 стал первым исполнителем посвящённого ему Фортепианного концерта Витольда Лютославского. В 1985 году он получил награду Академии Чигианы в Сиене как лучшего молодого музыканта года, а в 1994 году Премию музыкального фонда Леони Соннинг в Копенгагене. С 1984 года он поселяется в Базеле, где он проводит мастер-классы по классу фортепиано. В 1999 Циммерман стал создателем «Polish Festival Orchestra», камерного оркестра молодых исполнителей, который прославился благодаря гастролям, приуроченным к 150-летию со дня смерти Фридерика Шопена.
Ключ к успеху?
Кристиан Циммерман представляет собой наиболее яркий пример успеха, который может испытать на себе победитель конкурса Шопена. Ведь победа в конкурсах не всегда гарантирует успешную профессиональную карьеру. Среди победителей первой премии на конкурсе имени Шопена, только карьера Марты Аргерих сравнима с карьерой Кристиана Цимермана, хотя надо сказать, что она складывается по-разному. Так Марта Аргерих часто действует спонтанно и, как правило, не задумывается о результатах своих поступков. Действия же Кристиана Циммермана с другой стороны глубоко продуманны и тщательно спланированы. Польский пианист обычно избегает общественного внимания, ограничивает количество даваемых им живых концертов. В результате, каждое его публичное выступление ожидается публикой с нетерпением и вниманием.
Поэтому идея Кристиана провести ряд концертов приуроченных к празднованию 150-ой годовщины со дня смерти Фридерика Шопена, которая отмечалась в 1999 году оказалась очень удачной.
Стремления польского пианиста
«Я решил, что в следующем году я буду давать серию концертов в Западной Европе, Польше, и в США. В них я буду выступать с двумя фортепианными концертами Фредерика Шопена «
сказал Кристиан Zimerman на пресс-конференции, состоявшейся 29 октября 1998 года, на которую пианист приехал в Варшаву.
«Я имел возможность работать со многими выдающимися дирижерами Польши и других стран. И почерпнул что-то от каждого из них, и со временем, усвоив различные трактовки и объединив их с моими собственными интерпретациями концертов Шопена, я в очередной раз убедился, что хотел бы сделать их самостоятельно «от А до Я», начиная с трактовки игры самого оркестра. Я не знаю, заметили ли вы, что все оркестры на сегодняшний день играют одинаково. Опираясь только на слух, невозможно сказать, откуда это оркестр — из Лондона, Парижа, Нью-Йорка или Токио, звукозаписывающая индустрия добилась «глобализации» интерпретации оркестровых произведений. К тому же оркестры не любят репетировать, при этом мне нравится работать над произведениями в течение нескольких недель перед концертом. Я пришел к выводу, что должен был бы найти группу людей, которые поддержат мою тягу к экспериментированию и попытаться поработать с ними, чтобы создать что-то новое… «
Polish Festival Orchestra
По сути все так и случилось. Polish Festival Orchestra, состоящий из молодых польских музыкантов, был собран в результате обширных прослушиваний, на которых Циммерман лично был председателем. Польский пианист провел бесчисленные репетиции с молодыми музыкантами и вместе они отправились в концертный тур, во время которого дали более тридцати концертов в наиболее значительных музыкальных городах Европы, в четырех польских городах, и в Соединенных Штатах. Везде, где появлялись Кристиан Цимерман с оркестром, их ожидала сенсация. В августе 1999 года в Турине компания «Deutsche Grammophon» записала оба концерта Шопена в исполнении «Polish Festival Orchestra». В течение нескольких недель альбом был опубликован и немедленно распродан по всему миру. Циммермановская интерпретация концертов вызвала бурную реакцию среди критиков и любителей классической музыки, которая варьировалась от полного восторга, с одной стороны, до обвинения в кощунстве с другой.
Оцените её и Вы: