«Космическое» пианино Мориса Мартено


Морис Мартено
Французский радист, изобретатель «Волн Мартено» Морис Мартено

Во время Первой мировой войны, когда на долгое время гул разрывающихся снарядов, свист пуль, скрежет гусениц танков и т.п. наполняли окружающий мир, французский радист Морис Мартено (Maurice Martenot), сидя в окопах, мечтал найти новое звучание, которое бы заглушило ноты войны.  Экспериментируя с военной радиостанцией, он заинтересовался необычным «поющим» звуком, который издавали лампы оборудования. Будучи музыкантом по призванию (он в совершенстве играл на скрипке), ему не составило труда превратить случайные электрические звуки радиостанции в незатейливые мелодии.

 После окончания войны, увлеченный электрическим звучанием, Морис Мартено продолжил свои эксперименты. Почти десять лет он работал над своим проектом и только лишь в 1928 году достиг желаемого результата. В этом же году на Парижской выставке он представил мировому сообществу свое изобретение, назвав его «Волны Мартено» (Ondes Martenot). Поскольку это был один из первых подобных инструментов, изобретение Мартено вызвало оживленный интерес.

Здесь вы можете послушать, как звучит этот уникальный инструмент:

 Мартено действительно удалось найти новое звучание. Люди, впервые  услышавшие в 1928 году его инструмент, окрестили его «космическим пианино», поскольку он издавал необычные для того времени неземные звуки, которые одновременно кажутся и радостными, и загадочными, и величественными! М. Равель, когда услышил звучание Волн Мартено, сказал: «Что за изумительный звук! Это просто фантастика. Но ему не хватает способности колебаться». Через некоторое время Мартено усовершенствует его в соответствии с пожеланиями Равеля.

В тридцатые годы композиторы, ищущие новое звучание, пишут музыку для Волн Мартено. Среди них были такие известные композиторы, как Оливье Мессиан, Богуслав Мартину, Дариюс Мийо, Артюр Онеггер, Шарль Кёклен и другие. Широкое применение этот инструмент нашел в кино-индустрии при создании музыки к фантастическим фильмам.

Maurice Martenot
Морис Мартено и его волны

В Волнах Мартено, так же, как и в изобретении Льва Термена, о котором уже писалось на нашем сайте, был использован вакуумный ламповый осциллятор. Отличие инструмента, изобретенного М. Мартено, заключается в том, что он имеет клавиатуру в семь октав, а также кольцо с нитью, которое при игре надевается на указательный палец правой руки.

Помимо этого, в левой части инструмента находится специальная панель, которая выполняет роль «смычка». Звук из Волн Мартено извлекается двумя способами: или нажатием клавиш на клавиатуре, или с помощью натяжения нити (чем сильней сила нажатия на неё, тем будет громче звук). Также в нем имеется специальный тумблер для переключения тембра и режима управления.

В инструменте Мориса Мартено есть одна особенность: он одновременно может издавать только один звук. Но, как отмечают музыканты, имевшие возможность играть на нем, «это качество с лихвой компенсируется его богатым и насыщенным тембром — от мягких басов до пароксизма супервысокого фортиссимо, от игривого присвистывания до душераздирающего воя и звуков «летающей тарелки», а также различных приёмов звукоизвлечения — от глиссандо до вибрато и т.п.».

В настоящее время, когда современные синтезаторы способны воспроизвести множество сложнейших звуков, инструмент Мориса Мартено потерял свою актуальность, но некоторые музыканты, отдавая дань истории, все же продолжают его использовать в своем творчестве. Так, напоследок предлагаю послушать песню известной британской группы Radiohead, в которой звучит это «космическое пианино»:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий