Рубрики: История

Клавицитериум

Клавицитериум, или клавицитерий (франц. clavecin vertical; итал. cembalo verticale, ср.-лат. clavicytherium —  «клавишная кифара») —  разновидность клавесина с вертикальным расположением корпуса и струн (франц. clavecin vertical; итал. cembalo verticale).

Как и рояль, клавесин занимал много места, поэтому вскоре была создана его вертикальная версия, которая называлась «клавицитериум». Он представлял собой аккуратный компактный инструмент, нечто вроде арфы, снабженной клавиатурой.

Для удобства игры клавиатура клавицитериума сохранила горизонтальное положение, находясь в плоскости, перпендикулярной к плоскости расположения струн, а игровой механизм получил несколько иную конструкцию передачи движения от задних концов клавиш к прыгунам, которые поместили также в горизонтальное положение.

Передняя крышка клавицитериума при игре обыкновенно открывалась, звук лился свободно и стал сильнее, чем у других форм щипковых клавишных инструментов подобных размеров.

 

 

 

 

Клавицитериум применялся как сольный, камерно-ансамблевый и оркестровый инструмент.

 

Традиционно инструменты 17-18 веков богато украшались росписью, резьбой и инкрустацией.

 Одним из распространенных видов росписи были библейские сюжеты с изображением музыкальных инструментов.

Так, например, арфа в сознании европейцев Средневековья и Возрождения прочно ассоциировалась с библейским царем Давидом, легендарным автором псалмов. На картинах его часто изображали играющим на этом инструменте, покуда он пас скот (в юности Давид был пастухом). Такая трактовка библейского сюжета сближала царя Давида с Орфеем, приручавшим животных своей игрой на лире. Но чаще Давида можно видеть музицирующим на арфе перед страдавшим меланхолией Саулом: «И послал Саул сказать Иессею: пусть Давид служит при мне, ибо он снискал благоволение в глазах моих. И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него» (1-я книга Царств, 16: 22- 23).

Замечательное композиционное решение использовал неизвестный богемский художник XVII века, украсивший своей картиной корпус клавицитериума, где изобразил царя Давида играющим на арфе. На данный момент этот инструмент находится в нью-йоркском музее Метрополитен.

Старейший из сохранившийся клавицитериумов хранится в Королевском колледже музыки в Лондоне. По оценкам около 1480 года производства. Сделан был предположительно в Южной Германии, в Ульме или Нюрнберге.

 

 

 

Поделиться

Недавние статьи

«Ноль»: Человек и кошка, Иду курю, Я люблю тебя

Настоящему индейцу надо только одного, Да и этого немного, да почти что ничего. Если ты,…

% дней назад

Сергей Есенин: музыка на стихи

Пускай меня сегодня не поют - Я пел тогда, когда был край мой болен. 28 декабря 1925 года, в…

% дней назад

«Алиса» — каверы

Будь, что будет! Что было — есть! Смех да слёзы, а чем еще жить? И…

% дней назад

Ю.Ким «Губы окаянные»

Уберите цветы и букеты! Унесите лавровый венок! Адреса, поздравленья, буклеты Запихните в помойный мешок! И…

% дней назад

Дж. Пуччини: Nessun dorma, O Mio Babbino Caro

Музыка этой оперы была продиктована мне Богом; я лишь записал ее на бумагу и донес…

% дней назад

«Вояж» группа «Ленинград»

У кого было так, что переложение слушаешь с большим удовольствием, чем оригинал? Со мной такое…

% дней назад