Многие далекие от педагогики родители совершенно не придают значения, какую музыку будут слушать их дети и вместо детской музыки ставят им совершенно неудобоваримые произведения, слишком сложные для детского восприятия – дескать, пусть привыкают. В итоге к 9-10 годам ребенок знает пошлую «Мурку», но понятия не имеет об «Улыбке» или «Двух веселых гусях». А ведь музыки для детей написано очень много.
Содержание статьи
Так что же такое детская музыка?
Прежде всего, следует разделить это определение на два понятия – та музыка, что исполняют дети, и та, которую они слушают. И если исполнять ее будет далеко не каждый ребенок, то слушать ее могут и должны все дети. И вообще, слушание музыки – это первый шажок к развитию эмоциональной сферы, первое знакомство с прекрасным и первое формирование эстетических чувств.
Детской музыкой принято считать ту, на которую легко нарисовать картинку. Очень здорово, если малыш буквально с пеленок слушает песенки из мультиков – всякие чебурашки и коты леопольды очень благотворно повлияют на становлении психики ребенка. Не стоит отвергать и классику. Многие композиторы-классики писали музыку для детей, простую для восприятия, с яркими образами и элементами звукоподражания. Взять того же Чайковского и его «Детский альбом» — ярчайший образец музыки, предназначенной специально для детей.
А Сергей Прокофьев со своим циклом для малышей!
Марш Прокофьева:
Очень колоритны музыкальные персонажи Слонимского — Ябедник, Дюймовочка, Бармалей. Вот пожалуйста, Марш Бармалея:
А если вы еще покажете ребенку картинку, то восприятие будет еще ярче:
Слушаем музыку с детьми
Давайте, я вам расскажу, как начинать с ребенком слушать музыку. Это очень увлекательный процесс, если подойти к нему творчески. Для примера возьмем известную пьеску Дмитрия Кабалевского «Клоуны».
Вот она:
Согласитесь, очень простая и симпатичная композиция. Дети, обучающиеся в музыкальной школе по специальности «фортепиано», уже могут ее играть к концу 1-го года обучения. А в некоторых случаях и раньше. Однако слушать эту симпатичную пьесу можно давать детям уже лет с 3-4, они отлично поймут ее. Но нужно им помочь. Показать картинку веселых добрых клоунов, например, эту:
Если ребенок еще не знает, кто такие клоуны, то надо объяснить, что это веселые люди, которые очень любят играть с детьми, шалить с ними, баловаться и никто их за это не ругает. После прослушивания пьесы можно задать вопрос – а как ты думаешь, вот что может делать клоун под эту музыку – прыгать, танцевать, скакать и т. д. Задавайте наводящие вопросы малышу, подсказывайте, ведь лексикон у них пока беден. Нарисуйте своих клоунов, вместе слушая эту музыку.
Как видите, не обязательно быть педагогом-музыкантом, чтобы научить ребенка воспринимать музыку для детей. Очень полезно давать ребенку смотреть видео, где играют дети, тогда у него отложится, что раз может тот мальчик или девочка, то и я смогу. И можете быть уверены – с таким подходом ваш малыш сам попросит отвести его в музыкальную школу, чтобы научиться играть на пианино.